Родился 2 февраля (14 февраля) 1769 года в Москве. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству писателя Н.А. Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности Крылов много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми. Недостатки отрывочного образования сказывались впоследствии - так, Крылов всегда был слаб в орфографии, но с годами приобрел достаточно широкий кругозор, научился играть на скрипке и говорил по-итальянски.
В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем перевелся работал в Петербургской казенной палате. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Эти пристрастия не изменились и после того, как в семнадцать лет он лишился матери, и на его плечи легли заботы о младшем брате. В 1780-е годы много писал для театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер "Кофейница" и "Бешеная семья", трагедии "Клеопатра" и "Филомела", комедия "Сочинитель в прихожей". Эти произведения не принесли молодому автору известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б. Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме "мэтра" над ним насмехаются, порвал с ним. Крылов написал комедию "Проказники", в главных героях которой, Рифмокраде и Тараторе, современники без труда узнали Княжнина и его жену. Постановка комедии была запрещена, и у Крылова испортились отношения не только с семейством Княжниных, но и с театральной дирекцией. С конца 1780-х основная деятельность Крылова разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев он издавал журнал "Почта духов". Крылов создал карикатурную картину современного ему общества, облекая свой рассказ в фантастическую форму переписки гномов с волшебников Маликульмульком. Издание было прекращено, так как у журнала оказалось всего восемьдесят подписчиков. В 1790 Крылов вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал "Зритель", пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех "Зрителю" принесли произведения самого Крылова - "Каиб, восточная повесть", сказка "Ночи, Похвальная речь в память моему дедушке", "Речь, говоренная повесою в собрании дураков", "Мысли философа о моде". В 1793 журнал был переименован в "Санкт-Петербургский Меркурий". К этому времени его издатели сосредоточились на постоянных иронических нападках на Карамзина
и его последователей. Издателю "Меркурия" было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. Преклонение перед Западом, французским языком, французскими модами было объектом высмеивания во многих комедиях Крылова. Кроме того, карамзинисты отталкивали его своим пренебрежением к строгим классицистским правилам стихосложения, возмущал его и излишне простой, "простонародный" слог Карамзина. Своих литературных противников, как всегда, Крылов изображал с ядовитой язвительностью. Так, в "Похвальной речи Ермолафиду, говоренной в собрании молодых писателей" Карамзин был издевательски изображен как человек, несущий чепуху, или "ермолафию". Возможно, именно резкая полемика с карамзинистами оттолкнула читателей от "Санкт-Петербургского Меркурия". В конце 1793 издание журнала прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф. Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей. Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса "Трумф или Подщипа". В злой карикатуре на тупого, заносчивого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение "Трумфа" - не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма "шутотрагедии" пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий. После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы Крылов начал писать басни. Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена
: "Дуб и трость" и "Разборчивая невеста". Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. В 1807 выпустил сразу три пьесы, завоевавшие большую популярность и с успехом шедшие на сцене. Это - "Модная лавка", "Урок дочкам" и "Илья Богатырь". Особенно большим успехом пользовались две первые пьесы, каждая из которых по-своему высмеивала пристрастие дворян к французскому языку, модам, нравам и фактически ставила знак равенства между галломанией и глупостью, распутством и мотовством. Несмотря на долгожданный театральный успех, Крылов с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена ("Стрекоза и муравей", "Волк и ягненок"), но постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов. Так, реакцией на различные политические события российской жизни стали басни "Квартет", "Лебедь, Щука и Рак", "Волк на псарне". Более отвлеченные сюжеты легли в основу "Любопытного", "Пустынника и медведя" и других. На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу "Беседа любителей русской словесности", отстаивавшему старинный русский слог. В 1812 становится библиотекарем только что открывшейся Императорской публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги.9 ноября (21 ноября) 1844 года в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. |