Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Замятин Евгений Иванович1884-1937 |
|
---|---|
|
|
Родился 20 января (1 февраля) 1884 года в Лебедяни Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели - Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, - большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914). В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце "Потемкин", о чем впоследствии написал в рассказе "Три дня" (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Затем был выслан в Лебедянь, но тайно вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале "Заветы" повести "Уездное". В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный обыватель Анфим Барыба. Повесть получила высокую оценку А. Ремизова и М. Пришвина. Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с "орнаментальной прозой" А.Ремизова, однако Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.За антивоенную по духу повесть "На куличках" (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся "загнанная на кулички Русь", Замятин был привлечен к суду, а номер журнала "Заветы", в котором была опубликована повесть, был конфискован. Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере - в частности, в повести "Север".В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола "Святой Александр Невский", после Октябрьской революции названного "Лениным". Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей "Островитяне" (1917) и "Ловец человеков" (1921). Повесть "Островитяне" посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе.В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу "Серапионовы братья", с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии "Всемирной литературы", в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и "Алконост". В рассказах "Мамай" (1920) и "Пещера" (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.Наблюдения над тоталитарным обществом воплотились в фантастическом романе-антиутопии "Мы" (1920). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А.Богдановым и А.Гастевым. "Мы" стал первым в череде европейских романов-антиутопий - "Прекрасный новый мир" О. Хаксли, "Звероферма" и "1984" Дж. Оруэлла, "451 градус по Фаренгейту" Р. Брэдбери и др.Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина "Блоха" (1925, инсценировка "Левши" Лескова), запрещена постановка его трагедии "Атилла" (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков "Огни святого Доминика" (1923).В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу. Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ "Русь" (1923), - одно из лучших тому свидетельств. Находясь в эмиграции, писатель до конца жизни сохранял советское гражданство. Благодаря ходатайству М. Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937 года.Посмертные публикации: повесть "Бич божий" (1938), книга воспоминаний "Лица". |