Родился 12 июля (23 июля) 1792 года в Москве в богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел свое начало от потомков Мономаха.
Получил прекрасное домашнее образование, с 1805 учился в Петербургском иезуитском пансионе. В 1806 вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
С 1807, оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина (женатого на старшей сестре Вяземского), дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели, в том числе и будущие декабристы.
Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Он предпочитает малые стихотворные жанры - пишет элегии, послания, стихотворения в альбом. Вместе с тем пишет и эпиграммы, басни.
Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве.
Надеясь на перемены государственного устройства России, принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.
В 1821-1829, отстраненный от службы за оппозиционные настроения, жил в Москве и в родовом подмосковном имении Остафьево. Посвящает себя литературной и журнальной деятельности, сближается с Пушкиным, декабристами. Лирика Вяземского меняется, выступают общественные интересы, личная и гражданская темы сливаются: элегии "Негодование", "Уныние", "Первый снег". Он становится пропагандистом романтизма.
Разделяя воззрения декабристов, он не разделял их революционных методов, поэтому не стал участником восстания. Хотел воздействовать на правительство словом, убеждением. Это не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 стал сотрудником "Литературной газеты" Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского "Современника".
В этом же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855). В 1856-1858 - товарищ министра народного просвещения; возглавлял цензуру. Был близок к царскому двору.
После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.
В эти годы публикует книгу о Д. Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение "Святая Русь", проникнутое враждой к революции и преданностью монархии.
В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных ретроградов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, осмеивавшими как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например "Да как бы не так", 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие), в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяземский вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей ("Послание к халату", 1817). В печати же он дебютировал стихотворным "Посланием Жуковскому в деревню" и критическими статьями (1808).
Годы политического либерализма вдохновили его на "свободолюбивые" стихотворения. Лучшие из них: "Петербург" (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и "Негодование" (1820), грозящее местью деспотам за угнетение народа.
Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки пушкинским ("Деревне" и "Вольности").
В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения ("Уныние", 1849).
Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большей художественной формой - результат влияния поэзии Пушкина и его плеяды. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжелой меланхолии и пессимизме автора.
Особенно развернул он свое полемическое дарование на страницах "Московского телеграфа" Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешел в 1830 в "Литературную газету" Дельвига и позднее в "Современник" Пушкина. Вместе со своими друзьями - редакторами этих журналов - он выступил на защиту "литературной аристократии" против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого.
Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, Вяземский попробовал свои силы в серьезной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (написана - 1830, напечатана - 1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, Вяземский противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (мадам де Сталь, Шлегель и др.).
После смерти Пушкина Вяземский почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости Вяземский пытался иногда выступать с патриотическими и реакционными статьями ("Письма русского ветерана", 1865), но чаще уходил от неприятной современности к "образам прошлого". В своей "Старой записной книжке" он собрал интересные воспоминания, относящиеся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX веков, а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвященных наиболее дорогим для него умершим людям.
Последние двадцать лет жизни Вяземский жил за границей, в полной мере ощутив социальное и духовное одиночество. 10 ноября (ноября) 1878 года в Баден-Бадене Вяземский умер. Похоронен в Петербурге. |