Родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в дворянской семье крупного чиновника. Воспитывался у дяди, военного историка и публициста, разделявшего славянофильские идеи, глубоко воспринятые Витте. Получил домашнее образование и в 1866 поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Неудачно написанная диссертация заставила Витте отказаться от научной карьеры.
В 1869 он поступил на государственную службу и успешно специализировался
в коммерческой области железнодорожного дела, быстро сделав карьеру
и получив в 1886 место управляющего Обществом Юго-Западных железных
дорог. В 1883 Витте опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов
по перевозке грузов", принесшую ему авторитет теоретика и практика железнодорожного
дела. В 1890, после того как подтвердилось опасение Витте, связанное
с возможностью крушения царского поезда из-за нарушения правил перевозки,
по распоряжению Александра III
он был назначен, минуя все иерархические ступени, директором департамента
с чином действительного статского советника. В 1892 Витте стал министром
путей сообщения, а через полгода - министром финансов. В начале своей
деятельности Витте полагал, что Россия будет развиваться свойственным
лишь ей путем, но довольно быстро понял необходимость для страны развития
капитализма. В 1897 он говорил: "В России теперь происходит то же, что
случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому
строю... Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон".
Талантливому администратору, Витте многое удавалось: он повысил рентабельность
промышленности и транспорта, благодаря чему Россия по основным экономическим
показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве,
хотя и значительно отставала от передовых стран по душевому потреблению.
Стремясь избавиться от бюджетного дефицита, Витте увеличил прямые и
косвенные налоги, введя винную монополию, давшую четверть доходов казны.
В 1897 была проведена денежная реформа, позволившая перейти на золотое
обеспечение рубля, что укрепило его конвертируемость и привлекло в Россию
иностранный капитал. Этому же способствовал протекционистский тариф
1891. "Создание своей собственной промышленности, - писал Витте, - это
и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача,
которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы".
Возглавляя в 1902-1905 Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной
промышленности, Витте разработал аграрную программу, в основных чертах
(создание крестьян- собственников, разрушение общины, продажа крестьянам
казенных, удельных и части помещичьих земель, уравнение в гражданских
правах) взятую для проведения в жизнь П.А. Столыпиным
.
Реформаторская деятельность Витте вызывала противодействие поместного
дворянства, не желавшего терять господствующее положение, но в то же
время отказывавшегося заниматься новыми отраслями хозяйства, приспосабливаться
к новым социально- экономическим реалиям. Точку зрения помещиков выражал
В.К. Плеве
. "Россия имеет свою отдельную
историю и социальный строй". Во внешней политике Витте был против авантюристического
курса Николая II
на Дальнем
Востоке, приведшего к войне с Японией. В 1903 Витте получил отставку,
обставленную как почетное назначение на реально безвластную должность
председателя Комитета министров. Во время революции 1905-1907 Витте
сыграл исключительную роль для сохранения монархии. Он возглавил мирную
делегацию в Портсмут (США) и сумел добиться выдающегося дипломатического
успеха при заключении в 1905 Портсмутского мирного договора
,
за что ему был пожалован титул графа. Получив мир и возможность сосредоточиться
на внутренних проблемах, Витте представил царю записку, где обосновал
нецелесообразность военной диктатуры и необходимость мирного разрешения
создавшегося кризиса. По инициативе назначенного премьер-министром Витте
Николай II подписал Манифест 17 октября
1905 о даровании "незыблемых основ гражданской свободы". Противоречивость
воззрений Витте ("Самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю,
что нам нужна конституция") выражалась в непоследовательности его деяний.
Пытаясь привлечь на свою сторону деятелей либерализма, он в то же время
направлял карателей для жесткого подавления восставших. Результатом
этой политики была потеря популярности у либералов и ненависть со стороны
правых. Витте был вынужден подать в отставку. Николай II
,
не простивший Витте Манифеста 17 октября
,
принял отставку с удовольствием, наградив Витте орденом св. Александра
Невского и сохранив за ним место члена Госсовета. В 1907 на Витте было
совершено покушение (ему в дом подложено взрывное устройство), но благодаря
случайности покушение не состоялось. Попытки Витте вернуться в большую
политику не удались. В литературе С.Ю. Витте получил известность как
по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных
газетах и журналах ("Москв. Ведом. ", "Русь", "Инженер", "Заря", "Киевлянин",
"Невское слово"), так и по сочинению его: "Принципы железнодорожных
тарифов" (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной
литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов.
Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданной отдельною
брошюрой в 1888 г. (Киев). Витте оставил ценнейшие "Воспоминания" о
своих современниках. |