Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Витте Сергей Юльевич

1849-1915

Царствование Николая II  Том I  Главы 1-12

Царствование Николая II  Том I  Главы 13 - 33

Царствование Николая II  Том II  Глава 34

Царствование Николая II  Том II  Глава 46

Воспоминания

 

 

Родился 17 июня 1849 года в Тифлисе в дворянской семье крупного чиновника. Воспитывался у дяди, военного историка и публициста, разделявшего славянофильские идеи, глубоко воспринятые Витте. Получил домашнее образование и в 1866 поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Неудачно написанная диссертация заставила Витте отказаться от научной карьеры.

В 1869 он поступил на государственную службу и успешно специализировался в коммерческой области железнодорожного дела, быстро сделав карьеру и получив в 1886 место управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. В 1883 Витте опубликовал книгу "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшую ему авторитет теоретика и практика железнодорожного дела. В 1890, после того как подтвердилось опасение Витте, связанное с возможностью крушения царского поезда из-за нарушения правил перевозки, по распоряжению Александра III он был назначен, минуя все иерархические ступени, директором департамента с чином действительного статского советника. В 1892 Витте стал министром путей сообщения, а через полгода - министром финансов. В начале своей деятельности Витте полагал, что Россия будет развиваться свойственным лишь ей путем, но довольно быстро понял необходимость для страны развития капитализма. В 1897 он говорил: "В России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Россия должна перейти на него. Это мировой непреложный закон". Талантливому администратору, Витте многое удавалось: он повысил рентабельность промышленности и транспорта, благодаря чему Россия по основным экономическим показателям заняла пятое место в мировом промышленном производстве, хотя и значительно отставала от передовых стран по душевому потреблению. Стремясь избавиться от бюджетного дефицита, Витте увеличил прямые и косвенные налоги, введя винную монополию, давшую четверть доходов казны. В 1897 была проведена денежная реформа, позволившая перейти на золотое обеспечение рубля, что укрепило его конвертируемость и привлекло в Россию иностранный капитал. Этому же способствовал протекционистский тариф 1891. "Создание своей собственной промышленности, - писал Витте, - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы". Возглавляя в 1902-1905 Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, Витте разработал аграрную программу, в основных чертах (создание крестьян- собственников, разрушение общины, продажа крестьянам казенных, удельных и части помещичьих земель, уравнение в гражданских правах) взятую для проведения в жизнь П.А. Столыпиным . Реформаторская деятельность Витте вызывала противодействие поместного дворянства, не желавшего терять господствующее положение, но в то же время отказывавшегося заниматься новыми отраслями хозяйства, приспосабливаться к новым социально- экономическим реалиям. Точку зрения помещиков выражал В.К. Плеве . "Россия имеет свою отдельную историю и социальный строй". Во внешней политике Витте был против авантюристического курса Николая II на Дальнем Востоке, приведшего к войне с Японией. В 1903 Витте получил отставку, обставленную как почетное назначение на реально безвластную должность председателя Комитета министров. Во время революции 1905-1907 Витте сыграл исключительную роль для сохранения монархии. Он возглавил мирную делегацию в Портсмут (США) и сумел добиться выдающегося дипломатического успеха при заключении в 1905 Портсмутского мирного договора , за что ему был пожалован титул графа. Получив мир и возможность сосредоточиться на внутренних проблемах, Витте представил царю записку, где обосновал нецелесообразность военной диктатуры и необходимость мирного разрешения создавшегося кризиса. По инициативе назначенного премьер-министром Витте Николай II подписал Манифест 17 октября 1905 о даровании "незыблемых основ гражданской свободы". Противоречивость воззрений Витте ("Самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна конституция") выражалась в непоследовательности его деяний. Пытаясь привлечь на свою сторону деятелей либерализма, он в то же время направлял карателей для жесткого подавления восставших. Результатом этой политики была потеря популярности у либералов и ненависть со стороны правых. Витте был вынужден подать в отставку. Николай II , не простивший Витте Манифеста 17 октября , принял отставку с удовольствием, наградив Витте орденом св. Александра Невского и сохранив за ним место члена Госсовета. В 1907 на Витте было совершено покушение (ему в дом подложено взрывное устройство), но благодаря случайности покушение не состоялось. Попытки Витте вернуться в большую политику не удались. В литературе С.Ю. Витте получил известность как по многим статьям, преимущественно специального характера, в разных газетах и журналах ("Москв. Ведом. ", "Русь", "Инженер", "Заря", "Киевлянин", "Невское слово"), так и по сочинению его: "Принципы железнодорожных тарифов" (Киев, 1883). Книга эта представляет в русской специальной литературе первый опыт систематического изложения тарифных вопросов. Отметим еще монографию о немецком экономисте Листе, изданной отдельною брошюрой в 1888 г. (Киев). Витте оставил ценнейшие "Воспоминания" о своих современниках.

Сайт управляется системой uCoz