Родился 8 июля (20 июля) 1800 года в Петербурге, сын шведского дворянина,
в 1786 принявшего российское подданство. В 1811 Вельтман поступил в
Благородный пансион при Московском универстете. События Отечественной
войны
1812
г. - переезд в Кострому
, возвращение
в разоренную Москву - навсегда запали в память будущего писателя. В
1816 году он поступил в школу колонновожатых, стал там одним из лучших
учеников. По окончании учебы, в конце
1817, Вельтман был зачислен в армию. В это время он собрал и переписал
все свои произведения и составил "Собрание
первоначальных сочинений
Александра
Вельдмана" (так до середины
1920-х годов
он писал свою фамилию), однако попыток
опубликовать его не делал. Весной 1818 Вельтмана направили на военно-топографические
съемки в Бессарабию. За 12 лет, проведенных
там, он сделал успешную карьеру и вышел в отставку в чине подполковника
в 1831
году. В Бессарабии Вельтман сблизился
с революционно настроенными офицерами, членами Южного
общества
. Дружеские отношения
сложились у него с В.Ф. Раевским и М.Ф.Орловым
.
В Кишиневе Вельтман встретился со ссыльным Пушкиным
,
который высоко ценил юмористические стихи Вельтмана, высмеивающие кишиневское
общество, - "Воспоминания о Бессарабии" Вельтмана. Вельтман изобразил
Пушкина в рассказе "Илья Ларин" (1847) и повести "Не дом, а игрушечка!"
В 1825
Вельтман был командирован на турецкую
границу для организации усиления пограничной цепи, поэтому события декабря
прошли мимо него. Во время службы в Бессарабии
Вельтман не прерывал литературной
работы.
Под влиянием пушкинского "Руслана и Людмилы" он пишет романтическую
поэму "Этеон и Лаида". Стихотворная повесть
"Беглец" стала первым опубликованным произведением писателя. Повесть
в стихах "Муромские леса
" (1831) вскоре
была инсценирована. Песня разбойников из постановки в Большом театре
стала чрезвычайно популярной. С конца
1829 произведения писателя постоянно
появляются в журналах. Выйдя в отставку, Вельтман полностью отдается
литературной и научной деятельности. Он увлекся археологией и историей,
опубликовал многочисленные научные и научно-популярные работы ("Начертание
древней истории Бессарабии" (1828); "Аттила и Русь IV и V в." (1858);
"Первобытное верование и буддизм" (1864)). Много сил отдал работе в
Оружейной палате, где занимал должности помощника директора (с 1842)
и затем директора (с 1852). Признанием его заслуг стало избрание членом-корреспондентом
Академии наук в 1854 году. Вельтман за 40 лет литературной работы издал
огромное количество произведений. В их числе романтические поэмы "Беглец"
(1825), "Муромские леса" (1831) - "Что затуманилась, зоренька ясная…"
из нее стала народной песней), драмы "Ратибор Холмоградский" (1841),
"Колумб" (1842), "Волшебная ночь" (1844, по мотивам "Сна в летнюю ночь"
У.Шекспира). Роман "Странник" (ч. 1-3, 1831-1832) - одно из лучших творений
Вельтмана, где писатель совмещает подлинность с комической условностью,
а реальные описания - с воображаемым путешествием по географической
карте. Интерес к славянской старине, сплав исторических и мифологических
элементов отразились в романах "Кащей Бессмертный" (1833), "Светославич,
вражий питомец. Диво времен Красного солнца Владимира" (1835), в повести
"Райна, королева Болгарская" (1843), а также в романе "Лунатик" (1834).
Размышления о прошлом и будущем человеческой цивилизации явились основным
импульсом к созданию "экспериментальных" фантастического романа "МММСДXLVIII
год. Рукопись Мартына-Задека" (1933). В романе "Александр Филиппович
Македонский" (1836) впервые был использован прием путешествия во времени,
ставший с подачи Г.Уэллса обычным для литературы XX века. Критики усматривали
поверхностную сатиру на Наполеона в романе Вельтмана "Генерал Каломерос",
а в романах "Виргиния, или Поездка в Россию" (1837), "Новый Емеля, или
Превращение" (1845), повестях "Эротида" (1835), "Аленушка" (1836), "Ольга"
(1837) - апологию "простодушного", невольно разоблачающего фальшь и
лицемерие "цивилизованного" общества (стойкая традиция европейской литературы).
Наивному и чистому "простаку" Вельтман противопоставляет хваткого "делового"
человека (повесть "Карьера", 1842) из чиновничье-бюрократического мира,
который писатель обличал в манере как иронической, полусказочной (роман
"Сердце и думка" (1838)), так и реалистической (повести "Неистовый Роланд"
(1835); "Приезжий из уезда, или Суматоха в столице" (1841); романическая
эпопея "Приключения, почерпнутые из моря житейского", кн. 1-4, 1846-1864,
в которой особенно выделяется первый роман, "Саломея"). "Приключения"
- самое известное произведение Вельтмана, где демонстрируется вырождение
аристократии, моральное разложение купечества, алчность и цинизм промышленников,
деградация мещанства. Рассказ "Иоланда" ставит Вельтмана в ряд зачинателей
детективного жанра в России
и в чем-то
роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По. "Экспериментальные"
произведения Вельтмана, полные фантастических персонажей, эпатирующие
гротеском, в силу неправдоподобности, утомительной многословности повествования
не стали классикой отечественной словесности. Однако, во многом опередив
свое время, они оказали влияние на Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова,
П.И. Мельникова-Печерского и далее на И. Ильфа и Е. Петрова, М.А. Булгакова,
Вс.В. Иванова, Е.Л. Шварца. Заслуживает упоминания и просветительская
деятельность Вельтмана, в т.ч. как составителя книги "Начальное чтение
для образующегося юношества" (1837), автора стихотворного перевода "Слова
о полку Игореве", переводчика фрагментов древнеиндийского эпоса "Махабхарата"
и средневекового германского эпоса "Песнь о Нибелунгах".
Умер Вельтман в Москве 11 (23) января 1870 года. |