Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Вагинов Константин Константинович

1899-1934

Гарпогониада

Козлиная песнь

 

Настоящая фамилия Вагенгейм.

Родился 4 апреля (16 апреля) 1899 года в Петербурге в семье жандармского офицера из обрусевших немцев. В 1917 окончил знаменитую своим демократизмом частную гимназию Гуревича. Поступил на юридический факультет Петроградского университета, откуда сразу же был призван в Красную Армию. Воевал на польском фронте и за Уралом. В 1921 вернулся в Петроград и поступил в Институт истории искусств.

Еще гимназистом Вагинов начал писать стихи - как он впоследствии вспоминал, под влиянием "Цветов зла" Ш. Бодлера. Большое влияние оказало на него также творчество русских символистов. В 1921-1922 Вагинов, по его собственному признанию, "состоял почти во всех поэтических объединениях Петрограда", посещал занятия литературной студии при Доме искусств, которые вел Н. Гумилев, и был принят в гумилевский "Цех поэтов". В 1921 Вагинов вместе с поэтами Н. Тихоновым и С. Колбасьевым вступил в литературную группу "Островитяне", творчески связанную с "Серапионовыми братьями". В групповом сборнике, вышедшем в 1921 тиражом 20 экземпляров, состоялась первая публикация стихов поэта. Вагинов входил также в группу "Кольцо поэтов им. К. Фофанова", выпустившую его первую самостоятельную поэтическую книгу "Путешествие в Хаос" (1921). Кроме того, был участником группы эмоционалистов во главе с М.Кузминым, посещал объединение молодых поэтов "Звучащая раковина", бывал на собраниях пролетарских поэтов. В 1922 Вагинов подготовил к печати поэтическую книгу "Петербургские ночи" и прозаическую - "Монастырь Господа нашего Аполлона", но отдельные издания не были осуществлены по материальным причинам. Печатал свои стихи в различных поэтических альманахах, а в 1926 выпустил небольшой стихотворный сборник без названия. Одним из главных образов его поэтического творчества был образ Петербурга. Вагинов сравнивал Петроград времен военного коммунизма с любимым им Древним Римом времени упадка. Это сравнение отразилось и в романе "Козлиная песнь" (1928). Лирика Вагинова вызвала интерес и одобрение Г. Адамовича, В. Брюсова, В. Ходасевича. Все они отмечали необычность его эпитетов и метафор, тонкое введение в современные стихи античных образов и пантеистическое мировоззрение. Сам Вагинов называл себя "поэтом трагической забавы". В 1922 Вагинов написал в частном письме: "Я проходил через все поэтические кружки и организации, теперь... я хочу работать один". В это время главной темой его творчества становится тема художника и общества. В повести "Монастырь Господа нашего Аполлона" он писал о том, что время, отмеченное многими открытиями в точных науках, "навело многих талантливых, но несчастных художников на мысль, что оные открытия есть вещь замечательная и вечная", из-за чего, "повинуясь слабому сему суждению, отроки и старцы не токмо философию, но и сердце человеческое забыли". Вагинов предвидел гибель как культуры, так и ее творцов. Его страсть к коллекционированию книг и предметов старины была попыткой сохранить материальные проявления искусства. Вагинов самостоятельно изучил старофранцузский и итальянский языки, чтобы читать собранные книги, брал уроки греческого, чтобы переводить греческую прозу, занимался испанским, хорошо знал старинные танцы вроде менуэта и экосеза. Личное знакомство с М.М. Бахтиным, произошедшее в 1924, ввело Вагинова в круг музыкантов И. Соллертинского и М. Юдиной, литературоведа Л. Пумпянского и других. Некоторые из этих людей, в том числе и сам Бахтин, выведенный в образе Философа, стали прототипами героев романа "Козлиная песнь". В 1927 Вагинов примкнул к группе ОБЭРИУ, в которую входили Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Олейников. В манифесте обэриутов (1928) была особо отмечена фантасмагоричность вагиновского мира. Именно таков мир его романа "Труды и дни Свистонова". Проза Вагинова - "многослойное" явление. В ней оригинально преломляются разнообразные литературные традиции: от позднего античного романа и новелл Возрождения до петербургских повестей Гоголя и Достоевского. Вагинов писал ритмизованной прозой, вводил в тексты подлинные документы эпохи - например, газетные объявления. Общий тон романов Вагинова менялся с течением времени. Мир романа "Гарпагониана" резко отличается от мира предыдущего романа "Бамбочады": он трагичен и безысходен, в нем процветают интриги, ненависть и подозрительность. В творчестве отразилось подавленное состояние Вагинова, охватившее его в 1930-е годы.

Умер Вагинов в Ленинграде 26 апреля 1934. Вскоре после смерти писателя была арестована его мать; выяснилось, что имелся ордер и на арест самого Вагинова. При обыске были изъяты и исчезли черновики романа о 1905 годе, над которым Вагинов работал незадолго до смерти.

Сайт управляется системой uCoz