Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Тредиаковский Василий Кириллович1703-1769 |
|
---|---|
|
|
Родился 22 февраля (5 марта) 1703 года в Астрахани в семье священника. В детстве был отдан в школу католических монахов-капуцинов, в которой обучение велось на латыни. Из Астрахани в 1723 сбежал в Москву, где поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Однако учение в ней не удовлетворило Тредиаковского, и в 1727 он сбежал в Голландию, откуда пешком перебрался в Париж. В Париже обучался в Сорбонне математическим, философским и богословским наукам. В 1730 вернулся в Петербург. Первым значительным произведением, изданным Тредиаковским по возвращении в Россию, был перевод романа П. Тальмана "Езда в остров Любви" (1730). Кроме перевода, в книге были представлены оригинальные стихи Тредиаковского на русском, французском и латинском языках. Поэт весьма трепетно отнесся к реакции публики на свою книгу. В целом она была доброжелательной, хотя некоторые ханжи из числа духовных лиц называли его развратитетелем русской молодежи. Тредиаковского представили императрице Анне Иоанновне, он получил звание придворного поэта, переводчика, а затем и академика Российской Академии наук. Однако житейский успех поэта был недолгим. В 1735 он был обвинен в том, что своей песней по случаю коронации императрицы уронил ее высочайший титул. В 1740 Тредиаковский пережил глубокое потрясение. Министр Волынский потребовал, чтобы поэт написал стихи для шутовской свадьбы в Ледяном доме. Недовольный реакцией Тредиаковского на это поручение, Волынский избил его и приказал высечь. Духовенство обвинило поэта в атеизме. После всех этих событий мечтой Тредиаковского стали покой и уединение, в которых он мог бы спокойно работать. В 1735 Тредиаковский издал трактат "Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих знаний". В этой работе он изложил систему литературных жанров классицизма и дал первые в русской поэзии образцы сонета, рондо, мадригала, оды. Кроме того, Тредиаковский положил начало реформе русского стихосложения. Он указал на то, что способ сложения стихов зависит от природных свойств языка. Поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика, пригодная для языка с постоянным ударением, русскому стихосложению не подходит. В качестве примера Тредиаковский привел народную поэзию. Однако Тредиаковский накладывал на силлабо-тоническую систему ряд ограничений, против которых выступил М.В. Ломоносов в своем "Письме о правилах российского стихотворства" (1739). Тредиаковскому принадлежат еще несколько литературно-теоретических трактатов: "Рассуждение об оде вообще", "Предъизъяснение об ироической пииме", "Рассуждение о комедии вообще" и др., в которых разрабатывались приемы классицизма. В основе этих работ лежали принципы книги Н. Буало "Поэтическое искусство", которую Тредиаковский перевел в 1752. Подражанием Буало была и одна из наиболее известных од Тредиаковского "Ода торжественная о сдаче города Гданска" (1734). Стремясь дать образцы различных поэтических жанров, он написал философскую поэму "Феоптия" (1750-1753) и стихотворное переложение Псалтири, перевел политико-аллегорический латинский роман шотландского писателя Дж. Барклая "Аргенида" (1751). В 1766 Тредиаковский издал одно из самых известных своих сочинений - стихотворный перевод с французского романа Ф. Фенелона "Приключения Телемака", получивший название "Тилемахида" (16 тыс. строк). Проза была переведена гекзаметром, Тредиаковский ввел в текст собственное вступление и существенно переработал стиль автора. Издание Тилемахиды произошло вскоре после воцарения Екатерины II. Екатерина усмотрела в поэме намеки на собственное царствование, и "Тилемахида" стала предметом насмешек и издевательств. По свидетельству современников, при дворе было установлено наказание: за легкую вину - выпить стакан холодной воды и прочесть из Тилемахиды страницу, а при большей провинности - выучить шесть строк из поэмы. В противоположность расхожим представлениям о "Тилемахиде", закрепившимся в обществе, А. Пушкин впоследствии писал: "Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Любовь его к Фенелонову эпосу делает ему честь, а мысль перевести его стихами и самый выбор стиха доказывают необыкновенное чувство изящного. В "Тилемахиде" находится много хороших стихов и счастливых оборотов". Трудолюбие Тредиаковского было поразительным. Его стихотворные произведения составляют десятки тысяч строк, переводы - десятки томов. Более 20 лет он посвятил переводу "Древней истории" (10 тт., 1749-1762) и "Римской истории" (16 тт., 1761-1767) Ш. Роллена, лекции которого слушал в Сорбонне. Когда в 1747 пожар уничтожил 9 переведенных им томов, он перевел их заново. Перевел также "Историю о римских императорах" Ж.-Б. Кревье (4 тт., 1767-1769). "Истории" Роллена были изданы Тредиаковским с обширными "Предуведомлениями от трудившегося в переводе", в котором он изложил свои переводческие принципы; многие из них не оспариваются и современной теорией перевода. Все эти труды, по которым учились несколько поколений россиян, были напечатаны Тредиаковским в основном за свой счет, несмотря на "крайности голода и холода с женою и детьми", которые они испытывали. В 1759 Тредиаковский был уволен из Академии наук. В 1768 его настигла тяжелая болезнь: отнялись ноги. Несмотря на это, в 1760-е годы Тредиаковский продолжал трудиться над переводами и собственными сочинениями. Значение Тредиаковского для русской поэзии очень велико. Полемика с Ломоносовым привела к созданию новой системы русского стихосложения, названной системой Ломоносова-Тредиаковского. Просветитель Н. Новиков писал о Тредиаковском: "Сей муж был великого разума, многого учения, обширного знания и беспримерного трудолюбия; весьма знающ в латинском, греческом, французском, итальянском и в своем природном языке; также в философии, богословии, красноречии и в других науках. Полезными своими трудами приобрел себе бессмертную славу". А.Радищев считал, что "Тредиаковского выроют из поросшей мхом забвения могилы". Философские взгляды Тредиаковского выражены в трактате "Слово о премудрости, благоразумии и добродетели". В этой работе он демонстрирует основательное знакомство с традицией европейской философии, как древней (Платон, Аристотель), так и новой (Р. Декарт и Х. Вольф). К пропедевтическим философским дисциплинам Тредиаковский относил логику, онтологию, арифметику, алгебру и историю философии. К "главнейшим" теоретическим философским дисциплинам, с его точки зрения, относятся: теология, ищущая рациональные доказательства бытия Бога, пневматология, исследующая отношения души и тела, и, наконец, физика, изучающая причинно-следственные связи природного мира. В сферу "практической философии" входят нравственная философия, занимающаяся естественным правом, учение о добродетелях (этика) и "гражданская" философия, рассматривающая основные исторические типы общества и формы правления. Наилучшей формой политического правления Тредиаковский считал монархию. Умер Тредиаковский в Петербурге 6 (17) августа 1769. |