Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Владимир Сергеевич Соловьев1853-1900 |
|
---|---|
Родился в Москве 16 января (28 января) 1853 года. Сын известного историка С.М. Соловьева. Со стороны матери Поликсены Владимировны Вл.Соловьев принадлежал к украинско-польской фамилии, имея в числе предков своих замечательного мыслителя XVIII в. Г.С. Сковороду (1722-1794).Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлеченных начал". В 1881 преподавательская деятельность Вл. Соловьева навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 года, в которой он призывал помиловать убийц Александра II. После этого Соловьев был вынужден оставить преподавание, отдался научной и литературной деятельности. Вл. Соловьев пишет ряд произведений церковного характера. В 1886 вышла работа "История и будущность теократии", а в 1889, уже на французском языке, в Париже, "Россия и вселенская церковь".В 1880-е годы выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнета; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 1890-х занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вел философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.Облик "всеединства" виделся Соловьеву как "живое духовное существо", воплощение вечно-женственного начала; его другие лики - Душа мира, София, Дева Радужных Ворот. Символикой подобного рода насыщена поэзия Соловьева, неотделимая от его философской мысли. О мистических видениях-встречах с "Подругой вечной" рассказано в поэме "Три свидания" (1898). Космическая тема решалась у Соловьева неортодоксально для христианства - на почве платоновского мифа об эротическом восхождении; в трактате "Смысл любви" (1892-1894) Соловьев хочет "досказать речь Диотимы" из "Пира" Платона в том духе, что совершенная половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. Пантеистически и эволюционистски окрашенная космология Соловьева созвучна космически-преобразовательным идеям H.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.Стихи "софийного цикла", посвященные "подруге вечной" - мистической возлюбленной, - это интимное средоточие лирики Соловьева. Поэзия Соловьева, продолжая традиции Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, отличается тоном напряженной мистико-философской исповеди и элементами новой, символической образности.Философские образы Вечной Женственности были столь "чреваты" поэзией, что породили сильнейший творческий отклик у последователей Соловьева - символистов начала века, прежде всего у Блока
Будучи в Москве летом 1900 года, он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда князю Петру Николаевичу Трубецкому. Кончина Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца. |