Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Полевой Николай Алексеевич

1796-1846

Блаженство безумия

 

 

Родился 22 июня (3 июля) 1796 года в Иркутске. Отец служил управляющим Российско-американской компании, владел фаянсовым и водочным заводами, однако незадолго до нашествия Наполеона начал терпеть убытки, в связи с чем семья переехала в Москву, затем в Курск. В 1822 Полевой наследовал дело отца. Печатался с 1817: в "Русском вестнике" С.Н. Глинки появилось его описание посещения Курска императором Александром I. В феврале 1820 переехал в Москву, где пристрастился к театру и вольнослушателем посещал в Московском университете лекции А.Ф. Мерзлякова, М.Т. Каченовского и др. Летом 1821 посетил Петербург, в литературных кругах которого был принят как "самородок", "купец-самоучка"; встречался с А.С. Грибоедовым, В.А. Жуковским, познакомился с Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем. П. Свиньин в своих "Отечественных записках" печатал его статьи на литературно-исторические темы, стихи, переводы повестей госпожи Монтолье. В 1821 за трактат "Новый способ спряжения русских глаголов" получил серебряную медаль Российской академии. В те же годы сблизился с В.Ф. Одоевским. Публиковался в журналах "Мнемозина", "Сын Отечества", "Северный архив", "Труды Общества российской словесности". В 1825-1834 издавал журнал "Московский телеграф", ставший главным делом его жизни и этапом в развитии русской культуры. Первым создал тип русского энциклопедического журнала, по образцу которого позднее издавались "Библиотека для чтения", "Отечественные записки", "Современник". Поддерживая постоянные информационные контакты с парижским литературно-публицистическим журналом "Revue encyclopedique", особое значение придавал отделу критики, заметив впоследствии: "Никто не оспорит у меня чести, что первый я сделал из критики постоянную часть журнала русского, первый собрал критику на все важнейшие современные предметы". При "Московском телеграфе" выходили сатирические приложения "Новый живописец общества и литературы" (1830-1831), "Камер-обскура книг и людей" (1832). Журнал печатал произведения И.И. Лажечникова, В.И. Даля, А.А. Бестужева-Марлинского, А.Ф. Вельтмана, В.А. Ушакова, Д.Н. Бегичева, самого Полевого; из иностранных авторов - В. Скотта, В. Ирвинга, Э.Т.А. Гофмана, П. Мериме, Б. Констана, В. Гюго, О. де Бальзака. В 1825-1828 в журнале выступали литераторы-"аристократы" (В.Ф. Одоевский, Е.А. Баратынский, А.И. Тургенев, С.А. Соболевский) из кружка А.С. Пушкина - П.А. Вяземского, ведущего журнального критика, разрыв которого с Полевым произошел в 1829 из-за резкой критики последним "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. С этого времени началась острая полемика "Московского телеграфа" с "литературной аристократией", ведомая преимущественно самим Полевым и его братом Ксенофонтом, ставшим фактически главным редактором журнала.В 1829-1833 Полевой написал "Историю русского народа". Вопреки Карамзину утверждал, что государственность в России не существовала в древний (до царствования Ивана III) период, и находил поэтому оправданной антибоярскую политику "централизаторов" Ивана Грозного и Бориса Годунова. Та же антиаристократическая позиция, заявленная в самом названии труда, отразилась в опубликованных Полевым в "Московском телеграфе" статьях, заметках и фельетонах (более 200), в речах, читанных им в Московской практической академии коммерческих наук ("О невежественном капитале", 1828; "О купеческом звании, и особенно в России", 1832) и в других произведениях Полевого, где выдвигалась идея свободного буржуазного развития, прославлялось принятое во Франции равенство всех перед законом, достигнутое революцией 1789, приветствовалась революция 1830 ("Нынешнее состояние драматического искусства во Франции", 1830). Этетические взгляды Полевого, основанные на философии Шеллинга в интерпретации В. Кузена, а также на воззрениях французских историков Ф. Гизо и О. Тьерри, отклоняли нормативность классицизма и, следуя принципу исторической оценки искусства как воплощения национального самосознания, отдавали предпочтение романтизму в качестве народного течения (высокая оценка Гюго, А. де Виньи, Констана в статье "О новой школе и поэзии французов", 1831; "О романах В. Гюго и вообще о новейших романах", 1832). В работах, посвященных отечественной литературе ("О драматической фантазии Н. Кукольника "Торквато Тассо"", 1834; статьи о сочинениях Г.Р. Державина, балладах и повестях В.А. Жуковского, о "Борисе Годунове" Пушкина; рецензии на произведения А.Д. Кантемира, И.И. Хемницера и др., объединенные в "Очерках русской литературы", 1839), Полевой, впервые в монографическом исследовании придавая принципиальное значение биографии писателя, во многом предварил историко-литературную концепцию В.Г. Белинского. В то же время, ратуя за "истину изображения", Полевой принимал тезис Н.И. Надеждина "Где жизнь - там и поэзия", полагая извечным противостояние искусства и действительности, в принципе "антиэстетичной" (статья "Истина ли изображения составляет цель изящного произведения?", 1832), и признавая возможным соединение этих контрастных сфер только на почве романтизма, впрочем, по его мнению, не в творчестве Пушкина и, особенно, Н.В. Гоголя, чей "Ревизор" Полевой называл "фарсом", а в "Мертвых душах" усматривал лишь "уродство" и "бедность" содержания. В 1834 за неодобрительный отзыв Полевого о патриотической драме Кукольника "Рука Всевышнего Отечество спасла" журнал "Московский телеграф" был закрыт. С 1837, переехав в Петербург, Полевой взял на себя по договору с издателем А.Ф. Смирдиным негласную редакцию "Сына Отечества" (во главе с Ф.В. Булгариным; ушел из журнала в 1838) и "Северной пчелы" (во главе с Н.И. Гречем; ушел в 1840). В 1841-1842 редактировал организованный противником натуральной школы Гречем "Русский вестник", но успеха не имел. В 1846, жестко критикуемый Белинским за ренегатство, начал (по договору с Краевским), редактировать либеральную "Литературную газету".Автор романа "Аббадонна" (1837) и повестей "Эмма" (1829), "Клятва при гробе Господнем", "Живописец", "Блаженство безумия" (обе 1833; объединены под названием "Мечты и жизнь", кн. 1-2, 1934), в романтическом духе рисующих трагическое столкновение идеалиста-мечтателя с прозой жизни. В то же время писатель постоянно ставил вопрос о месте в дворянском обществе русского буржуа - представителя третьего сословия ("Дедушка русского флота", 1838; верноподданнические драмы для Александринского театра "Иголкин, купец новгородский", 1839; "Параша-сибирячка", 1870, пользовавшаяся особым сценическим успехом; "Ломоносов, или Жизнь и поэзия", 1843). Перевел, в числе прочего (опубликованы в сб. "Повести и литературные отрывки", 1829-1830) прозой трагедию "Гамлет" У. Шекспира (1837; по этому переводу играл прославившийся в главной роли П.С. Мочалов). Художественные произведения Полевого, имевшие при жизни автора широкий круг почитателей, вскоре (вплоть до конца ХХ в.) были забыты. Реалистические тенденции в раннем творчестве писателя (наиболее отчетливо проявившиеся в написанных в 1829 в форме сказа "Рассказах русского солдата" и повести "Мешок с золотом") одобрялись, в противовес произведениям 1840-х годов, Белинским. Полевой выпустил также обширное справочно-библиографическое издание "Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы" (1833).

Умер Николай Полевой в Петербурге 22 февраля (6 марта) 1846 года.

Сайт управляется системой uCoz