Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Погодин Михаил Петрович

1800-1875

Адель

Черная немочь

 

О "Кавказском пленнике"

 

Родился 11 ноября (23 ноября) 1800 года в Москве в семье крепостного домоправителя графа И.П. Салтыкова. В 1806 вся семья Погодиных получила волю. Благодаря близости к Салтыковым, которые имели большие связи в свете, молодой Погодин уже в четырнадцатилетнем возрасте поступает в гимназию, а после ее окончания, в 1818, его принимают на словесное отделение Московского университета.

Благодаря помощи Салтыкова, юноша легко устраивается преподавателем частных уроков в семью князя И.Д. Трубецкого. В доме Трубецких собирался цвет молодой аристократии Петербурга. Благодаря положению домашнего учителя, Погодин легко заводит знакомства в этой среде. Под впечатлением молодых "гениев литературы", Погодин решается попробовать себя на литературном поприще - в 1820 он начинает переводить из Гете и Овидия, заводит дневник, в котором аккуратно и подробно записывает свои посещения литературных салонов и свои встречи с литераторами. Дневник Погодина, благодаря подробности описаний, имеет большое значение как исторический документ. В 1821 году Погодин успешно заканчивает университет в звании кандидата и целиком посвящает себя педагогической деятельности. Благодаря своей огромной работоспособности, целеустремленности, честолюбию, колоссальной эрудиции, знанию многих языков, а также дару ученого и литератора Погодин, сын крепостного крестьянина, становится крупнейшим культурным деятелем России 1830-1840-х годов. Начав в 1825 с должности обычного преподавателя всеобщей истории при Московском университете, Погодин достигает самых вершин университетской карьеры. В 1825 он удачно защищает магистерскую диссертацию "О происхождении Руси", явившую собой, по мнению современников, "лучший свод главных доказательств норманизма" (происхождения русского государства от варягов). Затем увлекся философией Шеллинга, попытался применить его философско-исторические построения к объяснению русской истории, написал "Исторические афоризмы" (1827), где доказывал "непохожесть" отечественного прошлого на западноевропейское. С начала 1830-х в должности профессора возглавляет кафедру русской истории на словесном факультете Московского университета, а в 1841 становится академиком того же университета. Будучи истинным любителем своего дела, Погодин любил преподавать и стремился научить своих студентов критической оценке исторических источников. На своих лекциях он всегда знакомил своих студентов с трудами новейших отечественных и европейских историков. К числу его учеников принадлежат С.М. Соловьев, И.Д. Беляев, археографы Н.В. Калачев, А.Ф. Бычков. Литературная деятельность Погодина никогда не отходила на второй план. Начав с публикаций статей о литературе в журнале "Вестник Европы" в 1821, он продолжал заниматься литературной деятельностью и на всем протяжении университетского периода своей жизни. В 1820-х выходят его переводы трудов Нича, Добровского, исторических работ Эверса и Неймана, трагедий Гете, собственные работы по русской истории. Постепенно Погодин подходит к решению заняться издательской деятельностью. В 1825 издает альманах "Урания", авторами-участниками которого становятся Е.А. Баратынский, Н.А. Вяземский, А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев и несколько других известнейших писателей того времени. Привлечение такого количества авторов стало возможным благодаря содействию близкого друга Погодина, лидера московских "любомудров" (общества "умеренных либералов", членом которого был и Погодин, действовавшего в 1924-1925 годах в Москве), Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805-1827). Благодаря Веневитинову и его обществу Погодин заводит множество полезных контактов в литературной среде, в этот период он очень близко сходится с А.С. Пушкиным. С 1827 по 1830 Погодин издает журнал "Московский вестник", публикуя в нем статьи по философии, эстетике, литературе и истории, а также и свои рецензии, переводы и произведения в прозе. Рассчитанный на серьезную и вдумчивую аудиторию, журнал не заинтересовал обычных читателей, которые желали более простого и развлекательного "чтива". Поэтому, не набрав должного количества подписчиков, журнал Погодина по прошествии трех лет был закрыт. Впоследствии Погодин еще неоднократно затевал издательские предприятия - сотрудничал в журнале "Телескоп" и "Молва" (И.И. Нежина); в 1835-1839, вместе с В.П. Андросовым и С.П. Шевыревым, участвовал в издании журнала "Московский наблюдатель"; а в 1841-1856 - журнала "Москвитянин". В 1820-х - начале 1830-х Погодин активно писал в прозе - в основном романтические и исторические произведения. Романтическая проза Погодина очень своеобразна. Ориентированная на романтические ценности, она неожиданно объединяет в себе необъясненные, мистические мотивы с обстановкой обыденной и, порою, даже простонародной. Среда, в которой живут герои Погодина, по канонам романтизма представляется стихией низменной, но именно в этой среде романтические герои его книг находят те духовные силы, которые помогают им выстоять в жизни. Погодин написал несколько исторических драм, наиболее известной из которых стала трилогия ("Марфа Посадница" (1830), "История в лицах о царе Борисе Федоровиче Годунове" (1835) и "История в лицах о Дмитрие Самозванце" (1835)). Эта трилогия очень понравилась Пушкину, который высоко оценил ту беспристрастность изображения, которую удалось сохранить Погодину, рисуя в своих произведениях вольный город Новгород. После публикации сборника "Повести Михаила Погодина" (1832), Погодин полностью отошел от литературы, целиком отдавшись публицистике и трудам по истории. В 1835 Белинский, очерчивая "полный круг русской повести", включил в шестерку лучших прозаиков того времени наряду с Гоголем, Марлинским, Одоевским, Павловым, Полевым и имя Михаила Погодина. Белинский писал: "мир его поэзии есть мир простонародный, мир купцов, мелкопоместного дворянства и мужиков, которых он, надо сказать правду, изображает очень удачно, очень верно". С середины 1840-х и до конца своей жизни Погодин активно занимался сбором различных исторических источников, от древних книг и манускриптов, до монет и оружия. Собранное им огромное "Древлехранилище" потрясало объемом представленных в нем коллекций предметов древности. Кое-какие из своих экспонатов Погодину удалось опубликовать - в том числе сочинения Я.Т. Посошкова (2 тт., 1842-1863), "Летопись событий в Юго-Западной России в XVII веке" С. Величко (4 тт., 1848-1864), "Псковскую летопись" (1837) и некоторые другие памятники русской литературы. Труды Погодина по истории Древней Руси оказали заметное влияние на развитие исторической науки в России - к числу наиболее известных его работ принадлежат: установление источников Начальной летописи, изучение политических предпосылок возвышения Москвы, выяснение постепенного характера закрепощения крестьян. Будучи по своим общественно-политическим взглядам сторонником "теории официальной народности" и панславизма, Погодин всегда выступал с патриотических позиций. Так, в период Крымской войны 1853-1856, он выступил с "Историко-политическими письмами", в которых предложил провести ряд преобразований в целях укрепления власти и оздоровления общества; открыто критикуя тех, кто пытался разрушить устои государства и, тем самым, нарушить спокойствие в стране.

Умер Погодин в Москве 8 декабря 1875 года. Похоронен на старом кладбище Новодевичьего монастыря.

 

Сайт управляется системой uCoz