Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Писарев Дмитрий Иванович

1840-1868

Базаров

Борьба за жизнь

Генрих Гейне

Дворянское гнездо

Тургенева и Гончарова

Московские мыслители

Мотивы русской драмы

Мыслящий пролетарий

Народные книжки

Несоразмерные претензии

Писемский, Тургенев и Гончаров

Новый тип

Погибшие и погибающие

Пушкин и Белинский

Подрастающая гуманность

Роман И.А. Гончарова Обломов

Поэты всех времен и народов

Русский Дон-Кихот

Старое братство

Сборник стихотворений иностранных поэтов

Стоячая вода

Цветы невинного юмора

Французский крестьянин в 1789 году

Три смерти

Женские типы в романах и повестях Писемского,
Идеализм Платона

Схоластика XIX века

 

Родился 2 октября (14 октября) 1840 года в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна. В 1852-1856 учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

Начиная с 1859 Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман И. Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа Л. Толстого"). В 1860 в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р. Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861.Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866), становится его ведущим критиком и практически соредактором. В 1862 публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.2 июля 1862 был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года. После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.Годы заточения - расцвет деятельности Писарева. На это время приходится почти сорок его публикаций в "Русском слове" ("Мотивы русской драмы", 1864; "Реалисты"; "Пушкин и Белинский", 1865; "Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского "Что делать?").Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал "Дело", но в 1868 принимает приглашение Н. Некрасова сотрудничать в "Отечественных записках", где публикует ряд статей и рецензий.Мировоззрение Писарева складывалось в обстановке революционной ситуации 1859-1861, расцвет его творчества совпал с годами реакции. В 1861-1862 он развивал преимущественно критическую сторону революционной идеологии (острая критика деспотизма, крепостничества и либерализма). С 1863 выступил с положительной программой, отразившей поиски новых путей демократического движения в условиях крушения надежд на немедленную народную революцию.В философии Писарев был сторонником естественнонаучного материализма. Он боролся против идеализма и религии, которую считал "... вредным тормозом умственного и общественного движения..."Социологические взгляды Писарева были одной из ранних попыток распространить материализм на понимание общественных явлений. "Внутренней стороной истории" он считал экономическую деятельность, единственный источник богатства человечества видел в труде, а причину всех социальных бедствий - в "элементе присвоения". Сравнивая революции с "вынужденным убийством", Писарев признавал их закономерность и необходимость; возвращение старого порядка станет невозможным, если революция "... проложила себе дорогу в мир материальных интересов..." и "... переделала по своему весь строй экономических отношений...". Социалистические идеалы Писарева, ярко выраженные уже в 1862 ("Пчелы"), получили свое обоснование и развитие в 1863-1867 ("Очерки из истории труда", "Исторические идеи Огюста Конта", "Генрих Гейне" и др.). Утопический социализм Писарева не был народническим. Он не возлагал надежд на крестьянскую общину, а полагал, что по примеру западноевропейских стран Россия пройдет капиталистическую стадию развития. Утверждая, что революция совершается народом по "внутренней потребности", он считал невозможным вызвать ее искусственно и не видел предпосылок для ее скорого возникновения. Социологическая "теория реализма", разработанная Писаревым в 1863-1865 ("Цветы невинного юмора", "Мотивы русской драмы", "Реалисты", "Посмотрим!"), явилась попыткой создать программу достижения социализма "независимо от исторических событий". Он объяснял поражение "революционеров 1861 года" забитостью народа, непониманием им собственных интересов. "Побудительные причины" для роста народного самосознания возникнут в ходе экономического развития, руководство которым должны взять в свои руки "мыслящие реалисты" (социалисты). "Главное дело" - вопрос о народном труде - подвинется широким распространением рабочих ассоциаций. Писарев выдвинул принцип "экономии умственных сил", который требовал сосредоточить все усилия мыслящих людей, "... весь запас собранных человеческих знаний" на разрешении вопроса о "голодных и раздетых людях". В "теории реализма" первостепенное значение отводилось распространению научных знаний, которые способствуют росту промышленности и улучшению земледелия. В этике Писарев проповедовал утилитаризм и разумный эгоизм ("Мыслящий пролетариат"). Личная польза "новых людей" совпадает с общей пользой, их эгоизм вмещает в себя самую широкую любовь к человечеству, у них нет различия "... между долгом и свободным влечением...", все их усилия направлены к тому, чтобы уменьшить массу человеческих страданий и увеличить массу человеческих наслаждений. Писарев уделял много внимания педагогическим вопросам ("Наша университетская наука", "Педагогические софизмы", "Школа и жизнь"). Он выступал за воспитание в процессе обучения, за всесословную школу и широкое общее образование, основанное на математике и естественных науках, за обучение ручному труду и физическим упражнениям. Эстетические взгляды писателя, сформулированные в статье "Разрушение эстетики" (1865) и наиболее последовательно выраженные в статье "Пушкин и Белинский" (1865), были обусловлены принципом "экономии умственных сил" и носили характер "строжайшего утилитаризма". Писарев отрицал общественное значение живописи, скульптуры, музыки, лирики. Он считал, что при наличии голодных классов "... обществу рано, нелепо, отвратительно, неприлично и вредно заботиться об удовлетворении других потребностей второстепенной важности, развившихся у крошечного меньшинства сытых и разжиревших людей". Стремление обратить внимание молодежи на литературу, трактующую проблемы современности, руководило Писаревым при его ошибочной попытке "ниспровергнуть" Пушкина. Вместе с тем литературно-критическая практика писателя содержала замечательные истолкования сочинений Г. Гейне, романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?", произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.А. Слепцова, Н.Г. Помяловского и других.

Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

 

Сайт управляется системой uCoz