Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Панаев Иван Иванович

1812-1862

Актеон

Белая горячка

Воспоминания о Белинском

Дочь чиновного человека

Литературные воспоминания

Онагр

Опыт о хлыщах

Очерки из петербургской жизни

Петербургский фельетонист

По поводу похорон Н.А.Добролюбова

Прекрасный человек

Родственники

 

Родился 15 марта (27 марта) 1812 года в Петербурге в богатой и высококультурной дворянской семье (внучатый племянник Г.Р. Державина, племянник известного в свое время автора стихотворных идиллий В.И. Панаева, двоюродный брат публициста В.А. Панаева и беллетриста-бытописателя И.А. Панаева). В 1824 поступил в Петербургское высшее училище, в феврале 1825 был зачислен в Благородный пансион при Петербургском университете (окончил в 1830).

С 1831 на государственной службе, за которую не получал жалованья и которую воспринимал как досадное препятствие к литературным занятиям. В 1844 вышел в отставку.Начал как романтик - стихами в духе В. Гюго, А. Ламартина и Г. Гейне и повестью "Спальня светской женщины" (1835), в которой подражал А. Марлинскому. В следующих "светских" повестях нарастает критика аристократической среды, крепнет иронико-сатирическая тональность ("Она будет счастлива" (1836); "Сумерки у камина" (1838), "Как добры люди!", "Дочь чиновного человека", "Два мгновения из жизни женщины" (все 1839); Белая горячка (1840), что сближает Панаева с представителями формирующейся "натуральной школы". В 1839-1846, привлеченный В.Г. Белинским, активно сотрудничал с журналом "Отечественные записки" как ведущий критик и полемист, автор "физиологических" очерков (в т. ч. высмеивающих журнальных оппонентов Ф.В. Булгарина, Н.И. Греча, Н.А. Полевого и др.) - "Портретная галерея" (1840), "Петербургский фельетонист" (1841), "Литературная тля" (1843), "Литературный заяц" (1844) и нравописательно-обличительных рассказов и повестей "Прекрасный человек" (1840), "Онагр", "Барыня" (обе 1841), "Актеон" (1842), "Барышня" (1844), "Маменькин сынок" (1845), имевших огромный читательский успех и поставивших Панаева в ряд наиболее острых отечественных социальных критиков, предшественников И.С. Тургенева и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Осенью 1846 Панаев и Н.А. Некрасов приобрели журнал "Современник" и стали его фактическими редакторами (Панаев с 1848 - официальным). Здесь Панаев опубликовал одно из лучших своих произведений - повесть "Родственники" (1847), в которой, предвосхищая роман Тургенева "Рудин", дал тип мятущегося "лишнего человека", участника идеалистического философского кружка 1830-х годов (в нем Белинский не без раздражения узнал критически изображенный кружок Н.В. Станкевича). Одним из первых в отечественной литературе Панаев поставил проблему женской эмансипации (роман "Львы в провинции" (1852); цикл очерков-повестей "Опыт о хлыщах" (1854-1857), "Хлыщ высшей школы" (1856) и др.). Панаев доказывал превосходство русской женщины над разными помещичьими маменькиными сынками, купеческими внуками, великосветскими львами и даже - в повести "Родственники" - над 23-летним Гамлетиком (к изображению российского Гамлетика Панаев приступил раньше Тургенева ), причем героинь своих Панаев брал из чиновничьих, купеческих и помещичьих кругов, но не из великосветских.Одна из расхожих тем европейской литературы второй половины 19 - начала 20 веков - гибельность погони за материальными благами - раскрыта Панаевым через сопоставление трех поколений купеческой семьи в повести "Внук русского миллионера" (1858). Злободневная публицистичность точного, "прототипичного" бытописания Панаева способствовала закреплению в общественном обиходе новых слов-понятий - "литературная тля", "хлыщ", "лев", "приживалка".В 1847 в "Современнике" под псевдонимом Новый поэт Панаев публикует (иногда совместно с Некрасовым) литературные пародии на поэтические и драматургические произведения В.Г. Бенедиктова, Н.М. Языкова, Н.В. Кукольника, Е.П. Ростопчиной, Н.А. Полевого, Л.А. Мея, А.Н. Майкова, А.А. Фета, Н.Ф. Щербины и др. В 1855, предвосхищая литературную маску Козьмы Пруткова, издает "Собрание стихотворений Нового поэта" - в подтверждение мысли, "что можно, не имея ни малейшего поэтического таланта, писать гладкие, звучные стихи... труд чисто механический". В 1851-1855 Панаев вел в "Современнике" рубрику-обозрение "Заметки и размышления Нового поэта о русской журналистике", где, отдавая предпочтение реалистам (Тургенев, А.Н. Островский, А.Ф. Писемский, Л.Н. Толстой), критиковал сторонников "чистого искусства", славянофилов и "почвенников" (А.А. Григорьев и др.). Выступал также как театральный ("Садовский в Петербурге" (1857) и др.) и музыкальный критик. Фельетонное обозрение "Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта" (1855-1861), упрочившее журналистскую репутацию Панаева, послужило основой для его книги "Очерки из петербургской жизни" (1860).В конце 1840-х годов жена Панаева, актриса и писательница А.Я. Панаева, стала гражданской женой Некрасова, что не нарушило дружеских отношений и совместного проживания всех троих. Принципиальность, доброжелательность и объективность, равно как и личная скромность Панаева проявились и в его мемуарных сочинениях: "Воспоминание о Белинском" (1860); "Литературные воспоминания" (1861), не закончены), давших яркий рассказ о литературно-театральной жизни Петербурга и Москвы 1830-1850-х годов.Умер Панаев в Петербурге 19 февраля (3 марта) 1862 года.


 

Сайт управляется системой uCoz