Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Островский Александр Николаевич

1823-1886

Гольдони Карло – Кофейная

Бедная невеста

Джаккометти Паоло – Семья преступника

Бедность не порок

Сервантес Сааведра Мигуэль – Интермедии

Без вины виноватые

Шекспир Уильям – Усмирение своенравной

Бесприданница

Блажь

Бешеные деньги

Богатые невесты

В чужом пиру похмелье

Василиса Мелентьева

Воевода

Волки и овцы

Воспитанница

Грех да беда на кого не живет

Горячее сердце

Гроза

Дикарка

Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский

Доходное место

Женитьба Белугина

За чем пойдешь, то и найдешь

Исковое прошение

Козьма Захарьич Минин, Сухорук

Комик XVII столетия

Красавец мужчина

Лес

На бойком месте

На всякого мудреца довольно простоты

Не было ни гроша, да вдруг алтын

Не в свои сани не садись

Не все коту масленица

Не от мира сего

Не сошлись характерами!

Не так живи, как хочется

Невольницы

Неожиданный случай

Поздняя любовь

Последняя жертва

Правда - хорошо, а счастье лучше

Праздничный сон - до обеда

Пучина

Светит, да не греет

Свои люди – сочтемся

Свои собаки грызутся, чужая не приставай

Семейная картина

Сердце не камень

Снегурочка

Старое по-новому

Старый друг лучше новых двух

Счастливый день

Таланты и поклонники

Трудовой хлеб

Тушино

Тяжелые дни

Шутники

Художественные произведения

 

 

Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве в семье чиновника, заслужившего дворянство. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучал иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.

В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 и поступил на юридический факультет Московского университета (1840-1843). Слушал лекции таких передовых профессоров, как Т. Грановский, М. Погодин. Стремление к литературному творчеству совпадает со страстным увлечением театром, на сценах которого выступали в то время великие актеры М. Щепкин и П. Мочалов.Островский оставляет университет - юридические науки его перестали интересовать, и он принимает решение всерьез заняться литературой. Но, по настоянию отца, поступил на службу в Московский совестный суд. Работа в суде дала будущему драматургу богатый материал для его пьес.В 1849 была написана комедия "Свои люди - сочтемся!", принесшая признание автору славу, хотя и появилась на сцене только через 11 лет (была запрещена Николаем 1, а Островский был отдан под надзор полиции). Вдохновленный успехом и признанием, Островский каждый год писал одну, а иногда несколько пьес, создав целый "театр Островского", включающий 47 пьес различных жанров. Своими произведениями Островский создал школу настоящего русского драматического искусства, простого и реального, чуждого вычурности.В 1850 году Островский становится сотрудником журнала "Москвитянин", входит в круг литераторов, актеров, музыкантов, художников. Эти годы много дали драматургу в творческом отношении. В это время написаны "Утро молодого человека", "Неожиданный случай" (1850).В 1851 Островский ушел со службы, чтобы все силы и время отдать литературному творчеству. Продолжая гоголевские обличительные традиции, он пишет комедии "Бедная невеста" (1851), "Не сошлись характерами" (1857).Но в 1853, отказываясь от "жесткого" взгляда на русскую жизнь, пишет Погодину: "Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует. Исправители найдутся и без нас". Последовали комедии: "Не в свои сани не садись" (1852), "Бедность не порок" (1853), "Не так живи, как хочется" (1854). На дальнейшее творчество Островского оказало участие в экспедиции, организованной морским министерством для изучения быта и промыслов населения, связанного с реками и судоходством (1856). Совершил поездку по Волге, от истоков до Нижнего Новгорода, во время которой вел подробные записи, изучал жизнь местного населения.В 1855-1860, в предреформенный период, сближается с революционными демократами, приходит к некому "синтезу", вернувшись к обличению "властителей" и противопоставляя им "маленьких людей". Появляются пьесы: "В чужом пиру похмелье" (1855), "Доходное место" (1856), "Воспитанница" (1858), "Гроза" (1859). Добролюбов восторженно оценил драму "Гроза", посвятив ей статью "Луч света в темном царстве" (1860).В 1860-е Островский обращается к исторической драме, считая подобные пьесы необходимыми в репертуаре театра: хроники "Тушино" (1867), "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", психологическая драма "Василиса Мелентьева"(1868).В 1870-е рисует жизнь пореформенного дворянства: "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги" (1870), "Лес" (1871), "Волки и овцы"(1875). Особое место занимает пьеса "Снегурочка" (1873), выразившая лирическое начало драматургии Островского.В последний период творчества была написана целая серия пьес, посвященных судьбе женщины в условиях предпринимательской России 1870-1880: "Последняя жертва", "Бесприданница", "Сердце не камень", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и др.

Умер Александр Островский 2 июня (14 июня) 1886 года в имении Щелыково, ныне Островского района Костромской области.

 

Сайт управляется системой uCoz