Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Мей Лев Александрович

1822-1862

Псковитянка

Царская невеста

 

Родился 13 февраля (25 февраля) 1822 года в Москве, сын обрусевшего немца, обедневшего дворянина, участника Отечественной войны 1812 (умер около 1827). Воспитывался в старомосковском доме бабки по материнской линии, в 1831 отдан в Московский дворянский институт, в 1836 за отличные успехи переведен на казенный счет в Царскосельский лицей, по окончании которого служил в канцелярии московского губернатора (1841-1849, с перерывами). В 1852-1853 - инспектор 2-й московской гимназии. В 1948-1853 активный член "молодой редакции" славянофильского журнала "Москвитянин", сблизился с А.Н. Островским, А.А. Григорьевым. С 1853 жил в Петербурге, с середины 1850-х годов до 1861 занимался разбором древних документов и летописей в Археографической комиссии. Мягкий, ровный в общении и доброжелательный, Мей из-за несчастного пристрастия к спиртному постепенно нищал, тщетно пытаясь поправить свое положение литературными заработками в журналах "Отечественные записки", "Сын отечества", "Светоч", "Время", в газетах "Русский мир", "Иллюстрация", в "Энциклопедическом лексиконе" А.В. Старчевского, сам выступал как издатель (журналы "Россия, временник отечественных событий, словесности, науки, искусств и художеств", "Листок для грамотного люда" и др.). В 1861 поэту оказал материальную помощь Литературный фонд, с 1862 жена Мея (с 1850; урожденная С.Г. Полянская, 1820-1889) на одолженные у друзей деньги начала с успехом издавать иллюстрированный журнал для женщин "Модный магазин", однако это уже не могло спасти разрушенного здоровья поэта. Первые поэтические опыты Мея относятся к 1840: стилизованный под народную былину "Вечевой колокол", воспевающий новгородскую вольницу (опубликован в Лондоне А.И. Герценом в 1857 анонимно), подражательно-романтические стихи ("Гванагани" из незаконченной поэмы "Колумб"; "Лунатик"). Интерес к специфике различных национальных культур, широкая эрудиция, точное чувство слова и богатая художественная интуиция помогли Мею создать высокие образцы поэзии во многих стиховых формах: удачно имитирующие русский фольклор баллады ("Хозяин", 1849; "Оборотень", 1858), былины ("Песня про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую", 1858; "Песня про боярина Евпатия Коловрата", 1859; "Александр Невский", 1861), песни ("Снаряжай скорей, матушка родимая...", "Ты - краса ли моя девичья", обе 1849, и др.), впечатляющие сцены из жизни Древнего Рима (поэмы "Цветы", 1854; "Кесарь Октавий Август и Юлия", 1861), импрессионистически выразительные и динамичные картины античного прошлого (стихотворение "Плясунья" из цикла "Фрески", 1858), величаво и сложно ритмически организованные изложения древнегреческих мифов ("Галатея", 1858), стилизации восточной цветисто-назидательной поэтической речи ("Подражание восточным", 1856). Необычайное жанровое, стилистическое и интонационное разнообразие проявились и в исповедальной или ситуативной лирике Мея. Здесь и романтическая энергия своеобразных "песен моряка" ("Песня", 1841), и классическая ясность и печальная простота в духе пушкинской и лермонтовской любовной лирики ("Когда ты, склонясь над роялью...", "Не знаю, отчего так грустно мне при ней?", оба 1844), и звучащий почти по-некрасовски стон угнетаемой творческой души ("О господи, пошли долготерпенье!", 1855). Обращения к друзьям и воспоминания об ушедших близких, нежная привязанность и тягостные раздумья, любовь к русской природе и мечты о далеком прекрасном юге, литературные реминисценции и мысли об ответственности поэтического призвания, - все это нашло отражение в мелодичных строках Мея, нередко рассматриваемого современниками исключительно в русле "антологической" поэзии и "чистого искусства", а на деле во многом предвосхитившего поиски и достижения отечественной поэзии 20 в., особенно символистов, соперничая с В.Я. Брюсовым в свободном обращении с различными метрами и жанрами ("Октавы", 1844; "Сосна", 1845; "Деревня", "Колыбельная песня", оба 1849; "Баркарола", 1849-1850; "Секстина" - первое введение этой стихотворной формы в русскую поэзию, 1851; "Покойным", "Муза", оба 1856). Влюбленное и глубокое проникновение в русскую старину способствовало воскрешению поэтом не только языческих верований (поэтическое сказание "Вихорь", 1856), но и истории Древней Руси (стихотворные драмы "Царская невеста", 1849 и "Псковитянка", 1849-1859, ставшие основой одноименных опер Н.А. Римского-Корсакова). Идеализация патриархального прошлого России, особый вкус к народным легендам и преданиям, убедительная живописность образов сочетаются в творчестве Мея с широким использованием сюжетов, мотивов и символов мировой культуры, нередко призываемых в качестве поддержки неизменно патриотической гражданской позиции поэта (связанные с Крымской войной 1853-1856 поэма "Юдифь", 1855; стихотворения "Давиду - Иеремией", "Слепорожденный", "Псалом Давида" и др.). Мощный пласт творчества Мея составляют его переводы и переложения, по утверждению В.Г. Белинского, не только равные по художественным достоинствам оригиналу, но зачастую превосходящие его. Мей сделал органической частью русской культуры многие шедевры мировой поэзии (цикл "Еврейские песни", 1856; стихи Анакреонта, Феокрита, Дж. Байрона, И.В. Гёте, Фр. Шиллера, Г. Гейне (в т. ч. знаменитое "Хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль", 1859), П. Беранже. Еще в лицейские годы Мей занялся переводом "Слова о полку Игореве" (опубликован в 1850). Тонким проникновением в национальное художественное сознание отличаются его переводы славянских поэтов (украинцев Т.Г. Шевченко и Я.И. Щеголева, чеха В. Ганки, поляков А. Мицкевича и Л. Кондратовича) и славянских народных песен (моравских, волынских). Многочисленные музыкальные произведения на тексты Мея созданы П.И. Чайковским, М.И. Глинкой, А.П. Бородиным, Э.Ф. Направником, Н.А. Римским-Корсаковым, М.П. Мусоргским, С.В. Рахманиновым, М.А. Балакиревым, А.Т. Гречаниновым, Ц.А. Кюи и др. композиторами. Писал также прозу (охотничьи очерки "Соборное воскресенье" и "Медвежья правда", оба 1850; рассказы "Гривенник", "Чубук", оба 1860; "Батя", 1861, в которых ощутимо влияние бытовизма Островского и "фантастического реализма" Н.В. Гоголя).

Умер Лев Мей в Петербурге 16 мая (28 мая) 1862 года.

 

Сайт управляется системой uCoz