Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Владимир Владимирович Маяковский

1893-1930

Владимир Маяковский

Война и мир

Облако в штанах

Стихотворения (1912-1917)

Человек

Флейта-позвоночник

Я сам

 

 

Родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами. В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и впоследствии в нее не вступал. Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности - Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились). В 1911 Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов "Гилея", Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Первые публикации Маяковского (стихотворения "Ночь", "Утро") появились в конце 1912 именно в издании "Гилеи": "Пощечина общественному вкусу". Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение - "сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности". В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского - "Я!" Вплоть до начала 1920-х Маяковский, как правило, дробит стихотворную строку на небольшие осмысленные фрагменты; такое дробление компенсирует также нерегулярную пунктуацию или ее полное отсутствие, отличающие публикации Маяковского. Метрика стихов Маяковского характерна для поэзии 1910-х, в целом - это, как правило, тонические размеры акцентный стих, тактовик. Маяковский, вместе с Бурлюком, В. Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в "футуристических турне" по России - коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В 1914 в петербургском театре "Луна-парк" была поставлена трагедия Маяковского "Владимир Маяковский", в которой поэт исполнил главную роль. Первоначальной реакцией Маяковского на начало Первой мировой войны было желание вступить добровольцем в действующую армию, однако ему было отказано по причине политической неблагонадежности. Так называемые "антивоенные" произведения Маяковского - "Мама и убитый немцами вечер", "Война объявлена", "Я и Наполеон" точнее было бы назвать антинемецкими. А в стихотворении того же времени "Мысли в призыв" война представляется средством "гигиены мира" в духе итальянских футуристов. Поэма "Облако в штанах" (1914-1915), первоначальное название - "Тринадцатый апостол" - крупнейшее произведение Маяковского 1910-х. Для поэмы характерна неожиданная, но достаточно просто организованная образность. Маяковский дореволюционного периода активно занимался созданием мифа вокруг собственной личности, объединяющего черты "проклятого поэта" и ницшеанского "сверхчеловека". "Ницшеанская" линия в творчестве раннего Маяковского ярче всего представлена именно в поэме "Облако в штанах" (Я над всем, что сделано, / ставлю nihil). Стихи Маяковского в большой мере предназначались для устной декламации. Его "эпатажные" произведения ("Нате!", (1913); "Вам!", (1915)) были рассчитаны как раз на авторское чтение в традиционалистски настроенной аудитории, вне которой не могли произвести подразумевавшегося автором шокового эффекта. В 1915 Маяковский сотрудничает в журнале "Новый Сатирикон", где публикует ряд сатирических и юмористических стихотворений ("Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн обеду"). В них сильно влияние образности и стилистики поэтов-"сатириконцев" (Саша Черный и др.), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах Маяковского советского периода. В 1915 Маяковский знакомится с семьей Л. и О. Бриков. О. Брик финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов "Взял", а Л.Брик стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского. В начале сентября 1915 Маяковский біл призван на военную службу и определен в тыловую Военно- автомобильную школу под Петроградом. Во время службы Маяковский продолжал печататься, участвовать в публичных выступлениях. Поэмы Маяковского 1910-х ("Флейта-позвоночник" (1915), "Война и мир" (1915-1916), "Человек" (1916-1917)) продолжают работу по созданию "мифа Маяковского". К нему добавляется новый аспект - безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Л. Брик. Февральская революция, а впоследствии - октябрьская - первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил ("Поэтохроника" (1917)). Поэт приветствует не просто социальный переворот, а обновление всей тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства. Пьеса "Мистерия-Буфф" была написана в 1917-1918 (2-я редакция - 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором. В ней используются библейские сюжеты и образность, довольно прозрачно соотнесенные с современными событиями (Всемирный потоп - революция, Земля обетованная - осуществленный коммунизм). Вторая редакция пьесы была сильно переработана, в нее были введены аллюзии на недавние политические события. К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три фильма, полностью сохранился один - "Барышня и хулиган"; Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера). Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии. В послереволюционный период Маяковский продолжал активно участвовать в литературной жизни - чтениях, диспутах, которые стали основным способом бытования поэзии. Публикация поэмы "150 000 000" (1919-1920) задумывалась первоначально как анонимная. События революции и войны выражены в поэме в аллегорической форме противоборства Ивана, олицетворяющего стопятидесятимиллионный народ революционной России и Президентом США Вудро Вильсоном, воплощением капиталистического мира. Истоки ее образности - не столько в фольклоре, сколько в его официозных стилизациях, в частности - времен Первой мировой войны. С начала 1920-х постепенно наметился отход Маяковского от традиций футуризма; в поздних стихах о них напоминают практически лишь свободная метрика, составные рифмы и обилие окказионализмов. Поэма "Люблю" (1922) отличается и от поэм Маяковского 1910-х, и от поэмы "Про это" общим оптимистическим настроением. Все возможные конфликты (включая пребывание в тюрьме) отнесены в прошлое. Ничто более не мешает герою утолить свою жажду любви: На мне ж / с ума сошла анатомия. // Сплошное сердце - / гудит повсеместно. С 1923 практически во всех произведениях Маяковского без исключения применяется прием графической организации стиха, с которым с этого момента творчество поэта ассоциируется у большинства читателей, - разбивка строк на осмысленные фрагменты так называемой "лесенкой". Сам Маяковский в статье "Как делать стихи?" объясняет появление "лесенки" необходимостью передать особенности интонации, звучания стиха для "среднего" читателя, поскольку традиционная пунктуация слишком бедна для этого. В октябре 1919 выпускает первые плакаты в "Окнах РОСТА", положившие начало его работе как художника и поэта (до февраля 1922). С приходом Маяковского "Окна РОСТА" приобрели структуру, напоминающую современный комикс: серия рисунков, отображающая последовательно развивающиеся события, с краткими стихотворными подписями.С 1922 Маяковский активно участвовал в деятельности художественной группы Леф (Левый Фронт [искусств]), объединившейся вокруг одноименного журнала (1-й номер - 1923). В группу входили как литераторы (Маяковский, Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков) и филологи (В. Шкловский, О. Брик), так и представители других областей искусства (С. Эйзештейн, Дзига Вертов, А. Родченко, В. Степанова). Художественную программу Лефа можно определить как непосредственное отображение действительности: вместо "литературы вымысла" - "литература факта", вместо игрового кино - документальное, вместо живописи - фотография и т.д. Поэма "Про это" (1923), напечатанная в первом номере журнала "Леф", содержавшем декларацию группы, подавалась как образец "литературы факта". В финале поэмы Маяковский обращается к волновавшей его теме будущего воскрешения умерших. Поэта живо интересовали идеи русского философа- космиста Н. Федорова о будущем воскрешении всех живших людей. В 1920-х активно работал над рекламой и дизайном упаковки (трест "Моссельпром", "Резинотрест", ГУМ и др.; Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже, 1925). Как журналист и как рекламный представитель треста "Моссельпром", он довольно часто бывал за рубежом, "буржуазная" действительность также становилась темой пропагандистских стихов. Также много писал для детей. Самые значительные поэмы Маяковского середины - второй половины 1920-х, "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927), уступают ранним. В послереволюционный период Маяковский пишет много публицистической прозы, стилизованной под разговорную речь, типичной для 1920-х. В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы "Клоп" (1928, 1-я пост. - 1929) и "Баня" (1929, 1-я пост. - 1930) написаны для театра Мейерхольда. Критиками пьесы были восприняты крайне недоброжелательно. В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком "Долой маяковщину!" В феврале 1930, выйдя из состава Рефа (Революционный фронт [искусств], группа, образовавшаяся из остатков Лефа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за "попутничество". В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку "20 лет работы", на которой были представлены все области его деятельности. (Срок в 20 лет отсчитывался, по-видимому, от написания в тюрьме первых стихов.) Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки "20 лет работы"; провал спектакля по пьесе "Баня" в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт - "Неоконченное", 1930), или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Во многих произведениях ("Флейта- позвоночник", "Человек", "Про это") Маяковский касается темы самоубийства лирического героя или его двойника; после его смерти эти темы были соответствующим образом переосмыслены читателями.

 

Сайт управляется системой uCoz