Брат Н.В. Кукольника
.
Родился 24 июня (5 июля
)
1795
года в Замостье, Австрия (ныне
Замосць
,
Польша
).
Сын польки-католички и словака-униата (по другим сведениям, русина
).
Переехал в Россию с родителями в восьмилетнем возрасте, когда его отец
В.Г. Кукольник
был приглашен в 1804
профессором физики
во вновь открытый петербургский Главный педагогический институт. В 1815
Кукольник защитил диссертацию "О влиянии
римского права на всероссийское" на звание доктора права в Полоцкой
иезуитской
академии. Перевод Кукольника "Сокращенной всеобщей истории" французского
историка и государственного деятеля Луи Филиппа де Сегюра (издан в 5
томах в Петербурге в 1818
-1820
)
обратил на автора благосклонное внимание влиятельных кругов. Вероятно,
под впечатлением трагической гибели отца в 1821
Кукольник принял крещение по православному
обряду. В декабре 1824
по рекомендации
попечителя Виленского университета
,
влиятельного сенатора
Н.Н. Новосильцева
,
был назначен в Виленский университет
профессором
всеобщей истории и статистики. Весной 1825
обосновался в Вильне
.
Административные должности в университете занимал его брат Платон Кукольник
.
У П.В. Кукольника поселился по окончании Нежинского лицея Н.В. Кукольник
,
который в 1829
-1831
преподавал в Виленской гимназии русскую словесность и издал на польском
языке
практический курс русской грамматики. С 1831
Кукольник заведовал университетской библиотекой и нумизматическим кабинетом.
После ликвидации Виленского университета
(1832
) служил библиотекарем и преподавал
русский язык
в Медико-хирургической академии
(1833
-1842
);
в католической
Духовной академии
(1834
-1842
)
преподавал всеобщую и русскую историю. Одновременно служил в 1829
-1841
цензором
.
В 1842
вышел в отставку в чине статского
советника
.
В 1844
принял место члена правления
Виленской римско-католической епархиальной семинарии, где преподавал
историю (до 1851
). Одновременно с 1849
служил чиновником особых поручений
по исторической и статистической части края при виленском генерал-губернаторе
в 1840
-1850
Ф.Я. Мирковиче
,
впоследствии состоял членом губернского статистического комитета.В 1851
вновь назначается цензором; в 1863
-1865
- председатель Виленского цензурного комитета. Заслужил репутацию снисходительного
цензора. Поддерживал дружеские отношения с виленскими литераторами А.Э.
Одынцем
,
А.Г. Киркором, Л. Кондратовичем
,
В. Коротыньским
.
Комиссия для рассмотрения польских и жмудских книг, продаваемых в г.
Вильне, созданная в 1865
для расследования
политических злоупотреблений в книжной торговле (под председательством
генерал-майора А.П. Столыпина) обвинила Кукольника в разрешении печатать
книги, служившие "латино-польской" пропаганде и способствующие восстанию
1863
.
Состоял действительным членом Виленской археологической комиссии
(1855
-1865
)
со дня основания. С апреля 1864
до
марта 1865
был председателем Виленской
комиссии для разбора и издания древних актов (Виленская археографическая
комиссия
).В
1865
окончательно вышел в отставку
в чине действительного статского советника
.
Последние годы жизни безвозмездно преподавал историю в женском училище
при Мариинском монастыре. Помимо перевода "Сокращенной всеобщей истории"
де Сегюра
,
Кукольник перевел проповеди французского протестантского теолога Эжена
Берсье
.
Своего рода публицистику представляют назидательная памятка "В знак
памяти друзьям и знакомым, удостоившим меня посещения в день окончания
пятидесяти лет со времени поступления мною на поприще государственной
службы" (1862
) и брошюра "Голос христианина
по прочтении книги г. Ренана
„La vie de Jesus“" (1864
). Oпубликованные
в "Русском архиве"
полемически окрашенные мемуары "Анти-Ципринус. Воспоминание о Н.Н. Новосильцеве",
(1873
) и "Анти-Фотий. Ответ очевидца
на показания Фотия о Татариновой и ее союзе" (1874
)
призваны защитить память многолетнего покровителя всего семейства Кукольников
Н.Н. Новосильцева и сыгравшую важную роль в биографии Кукольника руководительницы
религиозного кружка 1817
-1837
в Петербурге Е. Ф. Татариновой. В юности увлекался театром
и писал трагедии в духе Ж. Расина
.
Громоздкие трагедии и драмы в стихах на исторические и библейские сюжеты
писались с оглядкой на каноны классицизма
и отличались религиозной дидактичностью. Фабула трагедии "Гуниад" почерпнута
в истории венгерского
полководца XV
Януш
Хуньяди
.
Лежащая в основе проблема долга подданного и государя присуща драматургии
классицизма. "Морской разбойник" проповедует верность христианским ценностям.Кукольник
написал рассказы и повести в стихах "Мария", "Друг", "Враг", "Дедушкино
видение". Они публиковались с 1834
(иногда под криптонимом П.К. или анонимно) отдельными изданиями и в
трех сборниках, вышедших в Вильне
"Стихотворения" (1861
), "Стихотворения.
Т. 2" (1872
), "Последний кусок моей
духовной жизни" (1882
). Роман в стихах
"Три года жизни" (1834) с дополнениями включен в сборник "Стихотворения.
Т. 2" (1872
), эпилог в книге "Последний
кусок моей духовной жизни" (1882
). Слогом
и отдельными чертами напоминает роман А.С. Пушкина
"Евгений Онегин". В сборники, напечатанные маленькими тиражами для друзей
и знакомых, вошли посвящения и стихотворения "на случай" (концерт в
Вильне скрипача К.Ю. Липинского
,
принятие под покровительство цесаревича Николая Александровича
виленского Музея древностей, пленение имама Шамиля, оставление должности
виленского генерал-губернатора
В.И. Назимовым
,
назначение А.Л. Потапова
виленским генерал-губернатором). Отдельным оттиском к приезду императора
Александра II
вышло стихотворение "6-е сентября 1858 г. в Вильне". Современники подчеркивали
первооткрывательство Кукольника в освоении истории Литвы. Его немногочисленные
историографические труды компилятивны. Кукольник, как правило, пересказывал
работы Ю.И. Крашевского
,
Т. Нарбутта
,
М. Балинского
,
Л. Юцевича, А.Г. Киркора
.
Кукольник усматривал в истории действие Провидения, поэтому его сочинениям
присущи дидактичность и религиозное морализаторство. В статье "Предания
литовского народа" Кукольник представил литовские предания, поверья
и обычаи, описал игры, танцы, свадебные и похоронные обряды, привел
более полусотни песен, свыше трехсот пословиц и поговорок. К историко-краеведческим
работам относится своеобразный путеводитель по древнейшей улице Вильны
"Путешествия по Замковой улице в Вильне" (1860
).В
"Исторических заметках о Литве" и "Исторических заметках о северо-западном
крае России", вышедших после подавления восстания 1863
,
Кукольник доказывал, что благоденствие Литвы неизменно зависело от положения
православной церкви и степени близости с Россией, а повороты к Западу,
усиление польского влияния и католицизма
приносили бедствия.
Умер Павел Кукольник 3 сентября (15
сентября) 1884
года в Вильно
.
Похоронен на православном Евфросиниевском кладбище
в Вильне
. |