Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Костомаров Николай Иванович

1817-1885

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

 

 

Родился 4 мая 1817 года в слободе Юрасовке Воронежской губернии Острогожского уезда. Отец его был местный дворянин-помещик, мать - малороссийская крестьянская девушка, прежде крепостная его отца. Отец Костомарова в 1828 был убит своими дворовыми людьми. Мать отдала Костомарова в воронежский пансион, но, пробыв там около двух лет, он был исключен за шалости. Затем он поступил в воронежскую гимназию, а в 1833 сделался студентом историко-филологического факультета Харьковского университета.

Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался изучению истории. Тем не менее, он так еще смутно сознавал свое настоящее призвание, что по окончании университета поступил на военную службу. Увлекшись изучением сохранившегося в Острогожске, где стоял его полк, архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских казачьих полков. Вскоре Костомаров оставил военную службу.Весну 1838 он провел в Москве , где слушание лекций Шевырева еще более укрепило в нем романтическое отношение к народности. В эту пору Костомаров сам начал писать по-малорусски, под псевдонимом Иеремии Галки , и в 1839-1841 выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений, оригинальных и переводных. В 1842 Костомаров напечатал диссертацию "О значении унии в западной России". Назначенный уже диспут не состоялся вследствие сообщения архиепископа харьковского Иннокентия Борисова о возмутительном содержании книги.Костомарову дозволено было написать другую диссертацию, и в конце 1843 он представил работу "Об историческом значении русской народной поэзии", которую и защитил в начале следующего года. В этом труде нашли яркое выражение этнографические стремления Костомарова, принявшие еще более определенный вид благодаря сближению его с целым кружком молодых малороссов (Корсун, Кореницкий, Бецкий и др.), подобно ему с энтузиазмом мечтавших о возрождении малорусской литературы. Немедленно по окончания своей второй диссертации Костомаров предпринял новую работу по истории Богдана Хмельницкого и, желая побывать в местностях, где происходили описываемые им события, сделался учителем гимназии сперва в Ровне, затем в Киеве (1845 ). В 1846 совет Киевского университета избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года он начал свои лекции, вызвавшие глубокий интерес слушателей. В Киеве, как и в Харькове, около него составился кружок лиц, преданных идее народности. В кружок этот входили П.А. Кулиш, Аф. Маркевич, Н.И. Гулак , В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко. С целью распространения своих идей дружеский кружок преобразовался в общество, получившее название Кирилло-мефодиевского. Панславистские мечтания юных энтузиастов скоро были оборваны. Студент Петров, подслушавший их беседы, донес на них; они были арестованы весной 1847 , обвинены в государственном преступлении и подвергнуты различным наказаниям. Костомаров, просидев год в Петропавловской крепости, был "переведен на службу" в Саратов и отдан под надзор местной полиции, причем ему воспрещалось как преподавание, так и печатание его произведений. Однако ссылка не убила в ученом ни идеализма, ни энергии и способности к работе. В Саратове он продолжал писать своего "Богдана Хмельницкого", начал новую работу о внутреннем быте московского государства XVI -XVII вв., совершал этнографические экскурсии, собирая песни и предания, знакомился с раскольниками и сектантами. В 1855 ему дозволен был отпуск в Петербург , которым он воспользовался для окончания своего труда о Хмельницком; в 1856 отменено было запрещение печатать его сочинения и снят надзор. Совершив поездку за границу, Костомаров опять поселился в Саратове, где написал "Бунт Стеньки Разина" и принимал участие в качестве делопроизводителя губернского комитета по улучшению быта крестьян, в подготовке крестьянской реформы. В ноябре 1859 Костомаров открыл свои лекции в Петербургском университете. Это была пора наиболее интенсивной работы в жизни ученого и наибольшей его популярности.Сам Костомаров так формулировал основную идею своих лекций: "Вступая на кафедру, я задался мыслью в своих лекциях выдвинуть на первый план народную жизнь во всех ее частных проявлениях... Русское государство складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями в общем государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий историей". Под влиянием этой идеи у Костомарова сложился особый взгляд на историю образования московского государства, резко противоречивший тем воззрениям, какие высказывались славянофильской школой и С.М. Соловьевым.В эту же пору Костомаров был избран членом археографической комиссии и предпринял издание актов по истории Малороссии XVII в. Подготавливая эти документы к изданию, он начал писать по ним ряд монографий, которые должны были в результате составить историю Малороссии со времени Хмельницкого; эту работу он продолжал до конца жизни. Кроме того, в журналах "Русское Слово", "Современник" Костомаров печатал отрывки своих лекций и исторические статьи.Наиболее близким для него органом явилась учрежденная собравшимися в Петербурге некоторыми из бывших членов Кирилло-мефодиевского общества "Основа", где он поместил ряд статей, посвященных выяснению самостоятельного значения малорусского племени и полемике с отрицавшими такое значение польскими и великорусскими писателями.Выйдя в 1862 из состава профессоров петербургского университета, Костомаров уже не мог более вернуться на кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была заподозрена, главным образом, вследствие усилий московской "охранительной" печати. В 1863 его приглашал на кафедру Киевский университет , в 1864 - харьковский, в 1869 - опять киевский, но Костомаров, по указаниям министерства народного просвещения, должен был ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением "Основы", также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых ударов Костомаров охладел к современности, окончательно уйдя в изучение прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные вопросам по истории Малороссии, московского государства и Польши . В 1863 были напечатаны "Севернорусские народоправства", представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым в петербургском университете курсов; в 1866 в "Вестнике Европы" появилось "Смутное время московского государства", затем "Последние годы Речи Посполитой". В начале 1870-х годов Костомаров начал работу "Об историческом значении русского песенного народного творчества". Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в 1872 дал Костомарову повод к составлению "Русской истории в жизнеописаниях главнейших ее деятелей". В 1875 Костомаров перенес тяжелую болезнь, сильно подорвавшую его здоровье. В этом же году он женился на Ал.Л. Кисель, урожденной Крагельской.

Работы последних годов жизни Костомарова, при всех их крупных достоинствах, носили на себе некоторые следы пошатнувшейся силы таланта: в них меньше обобщений, менее живости в изложении, место блестящих характеристик заменяет иногда сухой перечень фактов. В эти годы Костомаров высказывал даже взгляд, что вся задача историка сводится к передаче найденных им в источниках и проверенных фактов. С неутомимой энергией работал он до самой смерти. Он умер 7 апреля 1885 года, после долгой и мучительной болезни.

Сайт управляется системой uCoz