Родился 4 мая
1817
года в слободе Юрасовке Воронежской губернии Острогожского уезда. Отец его был местный дворянин-помещик, мать - малороссийская крестьянская девушка, прежде крепостная его отца. Отец Костомарова в 1828
был убит своими дворовыми людьми. Мать отдала Костомарова в воронежский пансион, но, пробыв там около двух лет, он был исключен за шалости. Затем он поступил в воронежскую гимназию, а в 1833
сделался студентом историко-филологического факультета Харьковского университета.
Лекции Лунина оказали на него сильное влияние, и он с жаром отдался
изучению истории. Тем не менее, он так еще смутно сознавал свое настоящее
призвание, что по окончании университета поступил на военную службу.
Увлекшись изучением сохранившегося в Острогожске, где стоял его полк,
архива местного уездного суда, Костомаров задумал писать историю слободских
казачьих полков. Вскоре Костомаров оставил военную службу.Весну 1838
он провел в Москве
,
где слушание лекций Шевырева еще более укрепило в нем романтическое
отношение к народности. В эту пору Костомаров сам начал писать по-малорусски,
под псевдонимом Иеремии Галки
,
и в 1839-1841 выпустил в свет две драмы и несколько сборников стихотворений,
оригинальных и переводных. В 1842
Костомаров напечатал диссертацию "О значении унии в западной России".
Назначенный уже диспут не состоялся вследствие сообщения архиепископа
харьковского Иннокентия Борисова о возмутительном содержании книги.Костомарову
дозволено было написать другую диссертацию, и в конце 1843
он представил работу "Об историческом значении русской народной поэзии",
которую и защитил в начале следующего года. В этом труде нашли яркое
выражение этнографические стремления Костомарова, принявшие еще более
определенный вид благодаря сближению его с целым кружком молодых малороссов
(Корсун, Кореницкий, Бецкий
и др.), подобно ему с энтузиазмом мечтавших о возрождении малорусской
литературы. Немедленно по окончания своей второй диссертации Костомаров
предпринял новую работу по истории Богдана Хмельницкого и, желая побывать
в местностях, где происходили описываемые им события, сделался учителем
гимназии сперва в Ровне, затем в Киеве (1845
).
В 1846
совет Киевского университета
избрал Костомарова преподавателем русской истории, и с осени этого года
он начал свои лекции, вызвавшие глубокий интерес слушателей. В Киеве,
как и в Харькове, около него составился кружок лиц, преданных идее народности.
В кружок этот входили П.А. Кулиш, Аф. Маркевич, Н.И. Гулак
,
В.М. Белозерский, Т.Г. Шевченко. С целью распространения своих идей
дружеский кружок преобразовался в общество, получившее название Кирилло-мефодиевского.
Панславистские мечтания юных энтузиастов скоро были оборваны. Студент
Петров, подслушавший их беседы, донес на них; они были арестованы весной
1847
, обвинены в государственном
преступлении и подвергнуты различным наказаниям. Костомаров, просидев
год в Петропавловской крепости, был "переведен на службу" в Саратов
и отдан под надзор местной полиции, причем ему воспрещалось как преподавание,
так и печатание его произведений. Однако ссылка не убила в ученом ни
идеализма, ни энергии и способности к работе. В Саратове он продолжал
писать своего "Богдана Хмельницкого", начал новую работу о внутреннем
быте московского государства XVI
-XVII
вв., совершал этнографические
экскурсии, собирая песни и предания, знакомился с раскольниками и сектантами.
В 1855
ему дозволен был
отпуск в Петербург
,
которым он воспользовался для окончания своего труда о Хмельницком;
в 1856
отменено было запрещение
печатать его сочинения и снят надзор. Совершив поездку за границу, Костомаров
опять поселился в Саратове, где написал "Бунт Стеньки Разина" и принимал
участие в качестве делопроизводителя губернского комитета по улучшению
быта крестьян, в подготовке крестьянской реформы. В ноябре 1859
Костомаров открыл свои лекции в Петербургском университете. Это была
пора наиболее интенсивной работы в жизни ученого и наибольшей его популярности.Сам
Костомаров так формулировал основную идею своих лекций: "Вступая на
кафедру, я задался мыслью в своих лекциях выдвинуть на первый план народную
жизнь во всех ее частных проявлениях... Русское государство
складывалось из частей, которые прежде жили собственной независимой
жизнью, и долго после того жизнь частей высказывалась отличными стремлениями
в общем государственном строе. Найти и уловить эти особенности народной
жизни частей русского государства составляло для меня задачу моих занятий
историей". Под влиянием этой идеи у Костомарова сложился особый взгляд
на историю образования московского государства, резко противоречивший
тем воззрениям, какие высказывались славянофильской школой и С.М. Соловьевым.В
эту же пору Костомаров был избран членом археографической комиссии и
предпринял издание актов по истории Малороссии XVII
в. Подготавливая эти документы к изданию, он начал писать по ним ряд
монографий, которые должны были в результате составить историю Малороссии
со времени Хмельницкого; эту работу он продолжал до конца жизни. Кроме
того, в журналах "Русское Слово", "Современник" Костомаров печатал отрывки
своих лекций и исторические статьи.Наиболее близким для него органом
явилась учрежденная собравшимися в Петербурге некоторыми из бывших членов
Кирилло-мефодиевского общества "Основа", где он поместил ряд статей,
посвященных выяснению самостоятельного значения малорусского племени
и полемике с отрицавшими такое значение польскими и великорусскими писателями.Выйдя
в 1862
из состава профессоров
петербургского университета, Костомаров уже не мог более вернуться на
кафедру, так как его политическая благонадежность вновь была заподозрена,
главным образом, вследствие усилий московской "охранительной" печати.
В 1863
его приглашал на
кафедру Киевский университет
,
в 1864
- харьковский, в
1869
- опять киевский, но
Костомаров, по указаниям министерства народного просвещения, должен
был ограничиться одной литературной деятельностью, которая, с прекращением
"Основы", также замкнулась в более тесные рамки. После всех этих тяжелых
ударов Костомаров охладел к современности, окончательно уйдя в изучение
прошлого и в архивные работы. Один за другим появлялись в свет его труды,
посвященные вопросам по истории Малороссии, московского государства
и Польши
.
В 1863
были напечатаны "Севернорусские
народоправства", представлявшие собой обработку одного из читанных Костомаровым
в петербургском университете курсов; в 1866
в "Вестнике Европы" появилось "Смутное время московского государства",
затем "Последние годы Речи Посполитой". В начале 1870-х годов Костомаров
начал работу "Об историческом значении русского песенного народного
творчества". Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в
1872
дал Костомарову повод
к составлению "Русской истории в жизнеописаниях главнейших ее деятелей".
В 1875
Костомаров перенес
тяжелую болезнь, сильно подорвавшую его здоровье. В этом же году он
женился на Ал.Л. Кисель, урожденной Крагельской.
Работы последних годов жизни Костомарова, при всех их крупных достоинствах, носили на себе некоторые следы пошатнувшейся силы таланта: в них меньше обобщений, менее живости в изложении, место блестящих характеристик заменяет иногда сухой перечень фактов. В эти годы Костомаров высказывал даже взгляд, что вся задача историка сводится к передаче найденных им в источниках и проверенных фактов. С неутомимой энергией работал он до самой смерти. Он умер 7 апреля
1885
года, после долгой и мучительной болезни. |