Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Киреевский Иван Васильевич

1806-1856

Е. А. Баратынский

О стихотворениях г. Языкова

Опал

Нечто о характере поэзии  Пушкина

 

Родился в Москве 22 марта (3 апреля) 1806 года в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров".

В 1828 в "Московском вестнике" появляется его статья "Нечто о характере поэзии Пушкина", в которой Киреевский первым обращает внимание на народность и самобытность пушкинской поэтической музы. В статье "Обозрение русской словесности за 1829 год" указывает на значение для русской литературы деятельности Н.Новикова, имя которого в то время находилось под запретом.Для завершения образования в 1830 едет в Германию, встречается с Шеллингом и Гегелем, слушает лекции Л. Окена и Ф. Шлейермахера, Риттера и Шорна.Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), Однако уже после второго номера журнал был запрещен, поводом к чему послужили статьи Киреевского "„Горе от ума" - в Московском театре" и "XIX век". Автор был объявлен неблагонадежным, и от ссылки его спасло только заступничество Жуковского.В 1839 начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К.Аксакова и А.Хомякова (статья "В ответ А.С.Хомякову"). В эти годы Киреевский пробует силы в прозе (рассказ "Царицынская ночь", роман "Две жизни", повесть "Остров"). В 1845 становится неофициальным редактором журнала "Москвитянин", издававшегося М.Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском "Московском сборнике" статью "О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России". В "Русской беседе" (1856) была напечатана последняя статья Киреевского "О необходимости и возможности новых начал для философии". Н.Чернышевский в 1860-е сказал о Киреевском, что в нем "...была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли. Потому он был полезен и нужен у нас". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от "характера господствующей веры", и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и "невежеству", либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, "идеальную" религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая "новая" философия виделась ему в формах православного, "истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: "Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины". В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно "цельное мышление" позволяет личности и обществу ("все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно") избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к "уклонению разума и сердца от истинных убеждений", и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена "основных убеждений", "изменение духа и направления философии". Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, "воспитанием общества". Как часть этого процесса общими ("соборными"), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия.

Умер Киреевский в Петербурге 11 июня (23 июня) 1856 года.

 

Сайт управляется системой uCoz