Родился 12 февраля (23 февраля) 1757 года в селе Обуховка Миргородского уезда Полтавской губернии в семье украинского помещика. Детские годы прошли в имении родителей. Получил хорошее домашнее образование, рано проявив интерес к литературному творчеству.
Пятнадцати лет приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский
полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством
просвещенного А. Бибикова
- "охотника до наук
и особо до стихотворства". Здесь он близко сошелся с Н.А. Львовым
.
В 1772 Капнист перешел в Преображенский полк, где через три года получил
первый офицерский чин и подружился с Державиным
.
В годы пребывания в столице Капнист усиленно старался пополнить свое
домашнее образование изучением древних и западноевропейских языков и
классиков, а также ознакомлением с произведениями Ломоносова
,
Кантемира
, Сумарокова
.
Тогда же он впервые вступил на путь переводного стихотворства. В 1782
он был избран предводителем дворянства Миргородского уезда, но в том
же году при посредничестве Львова
получил место
при главном почтовом управлении. В 1785 он был избран киевским дворянством
в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем
Киевского шелковичного завода. В 1799 Капнист был причислен к театральной
дирекции по заведованию русской труппой. Он много сделал для оживления
русской сцены, вызвав из Москвы известных артистов - Шушерина
,
Сахарова, Пономарева
. В 1802 Капнист был утвержден
генеральным судьей 1-го департамента полтавского генерального суда,
а с 1812 по 1818 числился по министерству народного просвещения. Путешествуя
в 1819 по Крымскому полуострову, он обратил внимание на разрушение местных
древностей и истребление памятников старины и сделал о том представление
князю Голицыну
, что имело своим последствием
командировку в Тавриду академика Келлера и архитектора Паскаля. В 1822
Капнист был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губернии.Капнист
был женат на Александре Алексеевне Дьяковой, сестре жены Львова и жены
Державина. К кружку этих трех писателей примкнули еще Хемницер
,
Богданович
и Оленин
. Первое
произведение Капниста - ода, на французском языке, по поводу мира с
Турцией (1775). Позже он сам определил ее так: "преглупая ода, писанная
сочинителем на 17-м году его возраста, что однако ж он ни себе, ни глупому
своему произведению в извинение не ставит". Внимание читающей публики
Капнист обратил на себя впервые напечатанной в июньской книге "Санкт-Петербургского
Вестника" (1780) "Сатирой первой", перепечатанной впоследствии в "Собрании
Любителей Российской Словесности" (часть V), под заглавием "Сатира первая
и последняя". Капнист высказывает здесь резкие суждения и колкие замечания
относительно некоторых литературных деятелей, которых он означает псевдонимами,
достаточно прозрачными. Сатира вызвала полемику: неизвестный автор напечатал
в том же "Санкт-Петербургском Вестнике": "Письмо", в котором называет
Капниста глупцом и дерзким ругателем и приводит цитаты из Буало, Фонвизина
и Сумарокова, как свидетельства плагиата. В 1783
молодой литератор написал торжественную "Оду на рабство", которую, однако,
решился напечатать лишь в 1806. В этом произведении Капнист является
южнорусским патриотом, вспоминает прежнюю свободу Малороссии и оплакивает
наложенные на родину оковы рабства. Поводом к написанию этой оды послужил
указ Екатерины II
о прикреплении крестьян к помещичьим
землям в Киевском, Черниговском и Новгород-Северском наместничествах.
В 1786 новый указ Екатерины, повелевавший просителям именоваться "верноподданный",
вместо прежнего "раб", побудил Капниста написать "Оду на истребление
в России звания раба". До 1796 имя Капниста встречается затем во многих
изданиях - "Новых ежемесячных сочинениях", "Московском журнале", "Аонидах"
Карамзина
. Его произведения, как переводные,
так и оригинальные, пользовались популярностью и в публике, и среди
лучших литературных кружков того времени. Шуточная ода Капниста: "Ответ
Рафаэля певцу Фелицы" была доставлена Державину еще в рукописи, под
заглавием "Рапорт лейб-автору от екатеринославских муз трубочиста Василия
Капниста". Назначение оды было указать Державину промахи в его стихотворении
"Изображение Фелицы". Державин обиделся и отвечал резким письмом, где,
между прочим, писал: "Ежели таковыми стихами подаришь ты потомство,
то в самом деле прослывешь парнасским трубочистом, который хотел чистить
стих другим, а сам нечистотой своих был замаран". Приятельские отношения
между поэтами, однако, не нарушились. В 1796 Капнист издал первое собрание
своих стихотворений с таким оригинальным двустишием на заголовке: Капниста
я прочел и сердцем сокрушился, Зачем читать учился. Через два года,
в 1798, появляется на сцене главное литературное произведение Капниста
- комедия "Ябеда". Эта комедия заняла выдающееся место в отечественном
репертуаре и до появления на сцене "Горя от ума" и "Ревизора", имеющих,
по своей обличительной тенденции, много общего с "Ябедой", пользовалась
выдающимся успехом. "Ябеда" не отличается искусством техники, живостью
действия и особой занимательностью; цель ее - изобличение мздоимства,
взяточничества и ябеды - господствует над содержанием и побуждает автора
впадать иногда в шарж и утрировку. Его главные действующие лица - Провалов,
Кривосудов, Хватайко и других - карикатурны; но Капнист метко попал
в больное место современного ему общества и этим вызвал в чиновном мире
бурю негодования. Пьеса, разрешенная императором Павлом
к постановке, была скоро снята с репертуара и даже при Александре I
не сразу получила права гражданства. Популярность
"Ябеды" в начале текущего столетия была настолько велика, что некоторые
выражения комедии обратились в поговорки. Стилистические находки этой
пьесы оказали некоторое влияние на А. Грибоедова
.
В 1806 вышли "Лирические сочинения", ознаменовав новое направление в
творчестве Капниста. Здесь он выступил как предшественник психологической
лирики К. Батюшкова
.
Позднейшие сочинения Капниста не имели заметного места в русской литературе.
Последующие переводные и подражательные драматические произведения Капниста
не имеют значения; одной из них: "Станорев, или Мнимая неверность" сам
автор посвятил следующую эпиграмму: Никто не мог узнать из целого партера,
Кто в Станореве смел так осрамить Мольера; Но общий и согласный свист
Всем показал, что то - Капнист. Из лирических стихотворений Капниста,
которые в свое время пользовались значительным успехом, лучшие: "В память
береста" и "Обуховка", где автор обнаруживает много истинного чувства
и богатый запас красок. Капнист пытался, несмотря на свою любовь к древним
классикам, заменить гекзаметр, в переводе греческих и римских авторов,
размером простонародных русских песен. Попытка эта не увенчалась успехом
и не нашла себе подражателей.
Умер В.Капнист в селе Кибинцы 28 октября (9 ноября) 1823 года. Похоронен в селе Обуховка. |