Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Гейнце Николай Эдуардович1852-1913 |
|
---|---|
Родился в Москве 13 июня 1852 года. Отец, по национальности чех, - учитель музыки - и мать, костромская дворянка (урожденная Ерлыкова), смогли дать хорошее образование и воспитание. Он окончил московский пансион Кудрякова, Пятую московскую гимназию, а в 1875 году - юридический факультет Московского университета. Затем началась обширная адвокатская практика в Москве. Присяжный поверенный Гейнце с блеском провел несколько крупных процессов, в том числе нашумевшее дело "червонных валетов". В 1879-1884 он служит в Министерстве юстиции: в тридцать с небольшим лет - уже товарищ (заместитель) прокурора Енисейской губернии. Кажется, что на "поприще службы" открывались перед этим деятельным человеком возможности немалые, в том числе - получение прав личного, а затем и потомственного дворянства. По собственному потом признанию Николая Эдуардовича, еще в детстве овладела им страсть к литературным занятиям. Свои стихи и рассказы начал он публиковать с 1880 года в таких московских журналах и газетах, как "Зритель", "Радуга", "Московский листок" и даже в очень влиятельной тогда "Русской газете". Одно из стихотворений - "В туманах скрылась Альбиона" - наряду с "Утесом" Навроцкого, "вольнодумными" стихами Минаева, Полонского, Пальмина было тогда популярным среди студентов.В 1884 году Гейнце выходит в отставку, чтобы полностью отдаться литературной работе. За год жизни в Петербурге он успевает написать большой роман, объемом более тысячи страниц, "В тине адвокатуры". В 1885-1886 годах роман напечатан в приложении к журналу "Луч", в двух томах: "По трупам" и "В царстве шантажа". В романе была представлена жизнь Москвы 1870-х годов во всем многообразии социальных слоев и характеров - от большого барина, купца, адвоката, актера, редактора мелкой прессы до кокоток и разных проходимцев. Он был интересен читателем 1880-х, в героях они видели еще не успевшую застыть действительность. У Гейнце сложилось реноме человека "с пером", наблюдательного и редкостного трудолюбия. Он сотрудничает в газете "Сын отечества" и журнале "Звезда", печатает рассказы и статьи в "Петербургской газете" и "Петербургском листке". Издатель Гейнце - В.В. Комаров - в 1888 году пригласил Гейнце в газету "Свет" постоянным сотрудником. Гейнце становится доверенным человеком в делах Комарова, главным редактором "Света". Его работоспособность потрясала современников, создавались легенды, что он имел штат литературных "негров", но скорее - все это шло из одержимости писанием. В газету присылались невыдуманные, созданные самой жизнью истории. Некоторые из них под пером Гейнце становились романами и печатались тут же на страницах "Света". Так, основой популярного тогда романа "Герой конца века" (1896) и его продолжения "Современный Самозванец" (1898) стали записки известного международного авантюриста Н.Г. Савина, которые он подарил сопровождавшему его по Сибири конвойному офицеру, и от того они через третьи руки и поступили в собственность газеты "Свет". В основу драмы "Жертва житейского моря" (1892) положен рассказ московской гимназистки, погибшей в волнах этого "моря"...Но вдруг от шумно настигшего его успеха в описаниях современности Гейнце круто сворачивает на еще не изведанную им стезю исторического романиста.Роман А.К. Толстого "Князь Серебряный" с детства был настольной книгой Гейнце, привлекая пристальное внимание писателя к эпохе Ивана Грозного, к "институту опричнины", к размышлениям о его необходимости (или случайности) в истории, о разрушительном своеволии боярства тогда, в XVI веке, толкавшего Русь к удельным раздорам. Так появился в 1891 первый исторический роман "Малюта Скуратов" - попытка Гейнце создать н е ч т о, пусть и отдаленно, - напоминавшее любимое произведение.Уже в этом романе можно увидеть основной писательский принцип, который будет прослеживаться и в других его исторических сочинениях. Создавая образ царского любимца Малюты Скуратова, Гейнце "старался отыскать человеческие черты, бесследно исчезнувшие за темными красками, наложенными на него народными преданиями и историею, и объяснить его выходящие из ряда вон, даже в то суровое время, зверства угрызениями совести, неудовлетворенным честолюбием и обособленным, бесповоротным положением в семье и государстве". Демократическая критика обвиняла исторические произведения Гейнце в "лубочности" (так же, как и роман "Князь Серебряный"), видя в них лишь "умственную пищу всего низшего слоя российского читателя, на которого - увы! - так мало обращается внимания". Но именно к этой части населения России и обратил свое творчество Гейнце; соединив занимательность с пользой, он заставил читателя приобщиться к исторической памяти своего народа. "Неоромантизм" Н. Гейнце, сформированный, пусть это и парадоксально, его адвокатским прошлым, трактовал душу и душевность героя - как данные свыше, Богом, и жизнь человеческую - как борьбу за сохранение их в чистоте среди искушений "моря житейского". Православная религиозность, как мироощущение самого писателя, видящего смысл литературы в лечении общества через душу человека, как бы подпитывает произведения Гейнце. Следующий свой роман, "Аракчеев" (1893), он посвящает этому "Малюте Скуратову" царствования Александра I. Левая пресса не могла простить писателю, что традиционно ненавистного А.А. Аракчеева он показал фигурой страдательной, извергом, но несчастным. Противоборство добра и зла, человек перед выбором в "звездные", поворотные часы своей жизни - вот что ищет Гейнце в исторических сюжетах. Один за другим выходят огромными тиражами его романы: "Князь Тавриды" (1895) - о Потемкине, о времени Екатерины II, "Коронованный рыцарь" (1895) - о Павле, "Генералиссимус Суворов" (1896), "Первый русский самодержец" - об объединителе земли Русской Иване III, той же эпохе посвящены романы "Судные дни Великого Новгорода" (1897) и "Новгородская вольница" (1895) - о присоединении Новгорода к Москве, роман "Ермак Тимофеевич" (1900) опять возвращал к событиям царствования Ивана Грозного. Можно сказать, что писатель создал целую историческую библиотеку. И это при том, что он продолжал писать и на современные ему темы. За свою сравнительно недолгую (61 год) жизнь он издал более сорока романов и повестей. В 1899 году Гейнце становится сотрудником "Петербургской газеты". Нравы и отношения здесь царили другие. Худяковы, отец и сын, были далеки от просветительского либерализма Комарова. Дела вел сын - Худяков Николай Сергеевич, и сам трудолюбивый и способный журналист, он с сотрудниками был безапелляционно высокомерен, груб, любил лишний раз показать, чей хлеб едят. Гейнце и здесь считался журналистом экстра-класса, платили ему много, но его романическое творчество Худяковым было ни к чему. Однако и в эти последние тринадцать лет своей напряженнейшей работы в "Петербургской газете" им было написано семь книг прозы, в том числе книга очерков "В действующей армии" (репортажи с фронтов русско-японской войны 1904-1905 годов, где он был собственным корреспондентом "Петербургской газеты"), и, наконец, роман "Дочь Великого Петра", изданный в 1913-м - последнем году жизни писателя.Еще в 1898 году в издательстве Комарова вышел его роман "Из мира таинственного". Можно, конечно, предположить, что Николай Эдуардович отдал в нем "дань моде": роман подытоживал его собственные наблюдения и познания в спиритизме. Во всяком случае, роман "Дочь Великого Петра", без сомнения, написан под влиянием настроений, которые теперь называют "мистика души". Разумеется, что такой, отнюдь "не социальный", взгляд на историю России не был затем, после 1917 года, востребован нашими идеологами - книги Н. Гейнце надолго остались в своем времени и только теперь возвращаются в круг нашего чтения. Умер Николай Гейнце 24 мая (6 июня) 1913 года в Киеве, похоронен в Петербурге. |