Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Ган Елена Андреевна

1814-1842

Идеал

 

 

Родилась в дворянской семье Фадеевых. Детство и юность провела в Екатеринославе.Мать Елены Андреевны говорила на пяти языках, прекрасно рисовала, изучала естественные науки, археологию и нумизматику. Она сама занималась воспитанием своих детей.

В 16 лет Елена вышла замуж за капитана П.А. Гана, человека почти вдвое ее старше, и для нее началась жизнь армейской дамы, в неинтеллигентном обществе, с вечными кочевками по южнорусским местечкам и городишкам. В браке Ган счастья не нашла, и спасалась от окружающей пошлости занятиями с двумя дочерьми, чтением, изучением языков и поездками к родителям. В 1836 году Ган побывала в Петербурге, познакомилась с Сенковским, напечатала в его "Библиотеке для Чтения" компиляцию из романа Бульвера "Гондольфин" и заинтересовала собою редактора. В следующем году появилась в "Библиотеке для Чтения" ее первая повесть "Идеал", подписанная псевдонимом Зенеида Р-ва. Лето 1837 года она провела на Кавказе, где познакомилась с некоторыми из ссыльных декабристов, в том числе с разжалованным офицером Сергеем Ивановичем Кривцовым. Сергей Иванович откровенно рассказывал о себе, своих родных и товарищах, содержании в Петропавловской крепости после ареста, о читинской каторге и минусинской ссылке. Все это находило отклик в чуткой душе Елены Андреевны. Для нее встречи и последующая переписка с декабристом остались самым светлым воспоминанием в нелегкой кочевой жизни, которую она вынуждена была вести, несмотря на слабое здоровье.Кавказ внушил ей "Воспоминания Железноводска" (где нашли отражение ее кавказские впечатления, в том числе и знакомство с Кривцовым) и две повести: "Утбалла" и "Джеллаледдин" ("Библиотека для Чтения", 1838). Здоровье Ган давно уже было подорвано, а теперь, словно предчувствуя скорую кончину и к тому же нуждаясь в деньгах на лечение, на воспитание детей, она стала усиленно работать. Быстро последовали одна за другой повести: "Медальон" (1839), "Суд света" (1840), "Теофания Аббиаджио" (1841), "Напрасный дар" (1842), "Любонька" (1842), "Ложа в одесской опере" (1842). В произведениях Ган впервые в русской литературе ярко и полно выразился протест против униженного положения женщины в семье и обществе. Она не мечтала о выходе женщины из круга семьи на одинаковое с мужчиной поприще общественной жизни, не пыталась разрушать и перестраивать социальные преграды и только требовала больше уважения и сочувствия женщине как жене и матери. Белинский писал о ней: "Между русскими писательницами нет ни одной, которая достигла бы такой высоты творчества и идеи и которая в то же время до такой степени отразила бы в своих сочинениях все недостатки, свойственные русским женщинам-писательницам, как Зенеида Р-ва... Основная мысль, источник вдохновения и заветное слово поэзии Зенеиды Р-вой есть апология женщины и протест против мужчины... Она глубоко понимала униженное положение женщины в обществе и глубоко скорбела о нем". В повестях Ган, автобиографическое значение которых велико, ясно видно обобщение ее личной драмы.

24 июня 1842 года Елена Андреевна после долгой и мучительной болезни скончалась в Одессе на двадцать девятом году жизни. Старшей ее дочери Лене было 11 лет, Вере пошел восьмой год. Первая из них станет основательницей современного теософического движения Еленой Петровной Блаватской, а вторая - известной в свое время детской писательницей и драматургом Верой Петровной Желиховской.

 

Сайт управляется системой uCoz