Племянник И.И. Дмитриева.
Родился 23 мая (3 июня) 1796 года в селе Богородское Симбирской губернии.
Рано осиротел, воспитывался родственниками в Симбирске
и Москве
.
Учился в Московском университетском Благородном пансионе (1811
-1812
), затем в Московском университете
(1813
-1817
).
С 1811
был зачислен в Московский архив
Коллегии иностранных дел.С 1812
был
знаком с Н.М. Карамзиным
.
Живя в 1815
-1820
в доме своего дяди, известного баснописца И.И. Дмитриева
,
познакомился с В.А. Жуковским
,
П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым
,
А.Ф. Воейковым
,
В.Л. Пушкиным
,
В.В. Измайловым
,
Д.В. Дашковым
.
Вдохновленный опытами арзамасцев, находясь под непосредственным влиянием
друзей своего дяди - В.Л. Пушкина, а также П.А. Вяземского и В.А. Жуковского,
во второй половине 1810-х Дмитриев попытался создать среди своих университетских
однокашников "дочернее" по отношению к "Арзамасу" литературное сообщество.
А в начале 1820-х вместе с С.Т. Аксаковым, М.Н. Загоскиным и Ф.Ф. Кокошкиным
составляет литературно-театральный кружок, участники которого активно
выступали против П.А. Вяземского. В 1825
прекратил службу в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Был чиновником
особых поручений при московском генерал-губернаторе, затем судьей Московского
надворного суда, занимал другие должности. Камергер
(1831), действительный тайный советник (1839
).
Дмитриев, квалифицированный чиновник с огромным опытом работы в судебных
учреждениях, карьерист (не в предосудительном смысле), трепетно относившийся
к новым чинам и наградам, но при этом - человек до крайности самолюбивый
и независимый, вызвал в конце концов недовольство тогдашнего министра
юстиции В. Панина и был вынужден в 1847 уйти в отставку. Дебютировал
в печати переводом с французского языка
жизнеописания "Младший Плиний" в сборнике "В удовольствие и пользу"
(ч. 2, 1811
). Состоял членом-сотрудником
(с 1816), действительным членом (с 1820
)
"Общества любителей российской словесности
".
Стихи и статьи публиковал в "Трудах Общества любителей российской словесности",
в журналах
"Вестник Европы"
и "Сын отечества"
,
участвовал в альманахе
А.А. Бестужева
и К.Ф. Рылеева
"Полярная звезда"
(на 1824 год). Переводил стихотворения Ф. Шиллера
,
Ж. Делиля
,
басни Ж.П. Флориана
.
Известность принесли литературно-критические выступления против понимания
Вяземским
романтизма
и народности
(1824
), затем против высокой оценки
Н.А. Полевым
комедии А.С. Грибоедова
"Горе от ума"
(1825
), критический разбор 4-й и 5-й
глав романа А.С. Пушкина
"Евгений Онегин"
(1828
). С конца 1820-х
годов элегии, оды, басни, псалмы, эпиграммы, также рецензии и статьи
на религиозно-философские темы печатал в журналах "Московский вестник"
,
"Атеней"
,
позднее с начала 1840-х
- в журнале
"Москвитянин"
.
Был литературным противником В.Г. Белинского
и объектом критики Н.А. Добролюбова
.
В 1830
выпустил первый сборник "Стихотворения"
(Москва), в который, помимо элегий, басен, переложений псалмов, вошли
переводы Шиллера
,
Гете
,
Маттиссона
.
Автор пародийных перепевов баллад Жуковского "Двенадцать сонных статей"
(сатира на Каченовского
и Сенковскиого
),
"Новая Светлана" (сатира на Полевого
),
"Петербуржская Людмила" (сатира на Краевского
и Белинского
).
Творческими удачами Дмитриева-переводчика считаются переводы Горация
"Наука поэзии, или Послание к Пизонам" (1853
)
и "Сатиры Квинта Горация Флакка" (1858
).
Мемуарная книга "Мелочи из запаса моей памяти" (отдельное издание 1854
) дает ценную картину московского литературного
быта первой трети XIX века
.
Книга представляла собой своего рода "мозаику" (определение самого Дмитриева),
истории в ней следовали одна за другой без отступлений и вставок. Чуть
позже возник замысел более масштабного мемуарного полотна, и в 1864-1866
годах были созданы "Главы из воспоминаний моей жизни". В новой мемуарной
книге Дмитриев сосредоточил внимание на рассказе о собственном жизненном
пути, органично вплетая в свое повествование исторические отступления
и пространные характеристики родственников, друзей и знакомых. На страницах
"Глав..." последовательно описываются значительные явления культурной
жизни Москвы той эпохи: Московский университетский благородный пансион
и сам университет, театр, литературные салоны. С другой стороны, в воспоминаниях
немало места уделяется рассказу о суде и уголовных процессах того времени,
поскольку служба в судебном ведомстве была важной частью жизни Дмитриева.
Затруднительно определить, к какой литературной группировке или партии,
к какому идеологическому течению относился Дмитриев. После своих полемических
выступлений против П.А. Вяземского, опубликовавшего в качестве предисловия
к первому изданию "Бахчисарайского фонтана" статью "Разговор между Издателем
и Классиком...", Михаил Дмитриев прославился как "литературный старовер",
однако идеалы XVIII века были ему на самом деле чужды - своего дядю
Ивана Ивановича он не принимал именно как человека минувшего столетия,
не способного понять истинную сущность духовного мира. Весьма симптоматичен
интерес Дмитриева - выпускника Московского университетского благородного
пансиона - к немецкой книжной культуре, серьезное увлечение философией
Шеллинга и мистическими сочинениями, что привело его уже после официального
запрета масонских лож в ряды вольных каменщиков. Именно духовные лидеры
масонства (А.Ф. Лабзин, М.Я. Мудров) удостаиваются в "Главах..." самых
лестных характеристик. |