Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Дмитриев Михаил Александрович

1796-1866

Возражения на разбор "Второго Разговора"

 

Второй разговор между Классиком и Издателем "Бахчисарайского фонтана"

 

 

Племянник И.И. Дмитриева.

Родился 23 мая (3 июня) 1796 года в селе Богородское Симбирской губернии.

Рано осиротел, воспитывался родственниками в Симбирске и Москве . Учился в Московском университетском Благородном пансионе (1811 -1812 ), затем в Московском университете (1813 -1817 ). С 1811 был зачислен в Московский архив Коллегии иностранных дел.С 1812 был знаком с Н.М. Карамзиным . Живя в 1815 -1820 в доме своего дяди, известного баснописца И.И. Дмитриева , познакомился с В.А. Жуковским , П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым , А.Ф. Воейковым , В.Л. Пушкиным , В.В. Измайловым , Д.В. Дашковым . Вдохновленный опытами арзамасцев, находясь под непосредственным влиянием друзей своего дяди - В.Л. Пушкина, а также П.А. Вяземского и В.А. Жуковского, во второй половине 1810-х Дмитриев попытался создать среди своих университетских однокашников "дочернее" по отношению к "Арзамасу" литературное сообщество. А в начале 1820-х вместе с С.Т. Аксаковым, М.Н. Загоскиным и Ф.Ф. Кокошкиным составляет литературно-театральный кружок, участники которого активно выступали против П.А. Вяземского. В 1825 прекратил службу в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, затем судьей Московского надворного суда, занимал другие должности. Камергер (1831), действительный тайный советник (1839 ). Дмитриев, квалифицированный чиновник с огромным опытом работы в судебных учреждениях, карьерист (не в предосудительном смысле), трепетно относившийся к новым чинам и наградам, но при этом - человек до крайности самолюбивый и независимый, вызвал в конце концов недовольство тогдашнего министра юстиции В. Панина и был вынужден в 1847 уйти в отставку. Дебютировал в печати переводом с французского языка жизнеописания "Младший Плиний" в сборнике "В удовольствие и пользу" (ч. 2, 1811 ). Состоял членом-сотрудником (с 1816), действительным членом (с 1820 ) "Общества любителей российской словесности ". Стихи и статьи публиковал в "Трудах Общества любителей российской словесности", в журналах "Вестник Европы" и "Сын отечества" , участвовал в альманахе А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева "Полярная звезда" (на 1824 год). Переводил стихотворения Ф. Шиллера , Ж. Делиля , басни Ж.П. Флориана . Известность принесли литературно-критические выступления против понимания Вяземским романтизма и народности (1824 ), затем против высокой оценки Н.А. Полевым комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (1825 ), критический разбор 4-й и 5-й глав романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (1828 ). С конца 1820-х годов элегии, оды, басни, псалмы, эпиграммы, также рецензии и статьи на религиозно-философские темы печатал в журналах "Московский вестник" , "Атеней" , позднее с начала 1840-х - в журнале "Москвитянин" . Был литературным противником В.Г. Белинского и объектом критики Н.А. Добролюбова . В 1830 выпустил первый сборник "Стихотворения" (Москва), в который, помимо элегий, басен, переложений псалмов, вошли переводы Шиллера , Гете , Маттиссона . Автор пародийных перепевов баллад Жуковского "Двенадцать сонных статей" (сатира на Каченовского и Сенковскиого ), "Новая Светлана" (сатира на Полевого ), "Петербуржская Людмила" (сатира на Краевского и Белинского ). Творческими удачами Дмитриева-переводчика считаются переводы Горация "Наука поэзии, или Послание к Пизонам" (1853 ) и "Сатиры Квинта Горация Флакка" (1858 ). Мемуарная книга "Мелочи из запаса моей памяти" (отдельное издание 1854 ) дает ценную картину московского литературного быта первой трети XIX века . Книга представляла собой своего рода "мозаику" (определение самого Дмитриева), истории в ней следовали одна за другой без отступлений и вставок. Чуть позже возник замысел более масштабного мемуарного полотна, и в 1864-1866 годах были созданы "Главы из воспоминаний моей жизни". В новой мемуарной книге Дмитриев сосредоточил внимание на рассказе о собственном жизненном пути, органично вплетая в свое повествование исторические отступления и пространные характеристики родственников, друзей и знакомых. На страницах "Глав..." последовательно описываются значительные явления культурной жизни Москвы той эпохи: Московский университетский благородный пансион и сам университет, театр, литературные салоны. С другой стороны, в воспоминаниях немало места уделяется рассказу о суде и уголовных процессах того времени, поскольку служба в судебном ведомстве была важной частью жизни Дмитриева. Затруднительно определить, к какой литературной группировке или партии, к какому идеологическому течению относился Дмитриев. После своих полемических выступлений против П.А. Вяземского, опубликовавшего в качестве предисловия к первому изданию "Бахчисарайского фонтана" статью "Разговор между Издателем и Классиком...", Михаил Дмитриев прославился как "литературный старовер", однако идеалы XVIII века были ему на самом деле чужды - своего дядю Ивана Ивановича он не принимал именно как человека минувшего столетия, не способного понять истинную сущность духовного мира. Весьма симптоматичен интерес Дмитриева - выпускника Московского университетского благородного пансиона - к немецкой книжной культуре, серьезное увлечение философией Шеллинга и мистическими сочинениями, что привело его уже после официального запрета масонских лож в ряды вольных каменщиков. Именно духовные лидеры масонства (А.Ф. Лабзин, М.Я. Мудров) удостаиваются в "Главах..." самых лестных характеристик.

 

Сайт управляется системой uCoz