Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Брюсов Валерий Яковлевич1873-1924 |
|
---|---|
Псевдонимы - Аврелий, Бакулин, Нелли и др. Поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк, один из организаторов и признанный лидер символизма. Родился 1 декабря (13 декабря) 1873 года в Москве в зажиточной купеческой семье. Учился в московской частной гимназии Ф.Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л.Поливанова. После окончания гимназии в 1892 году поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета. В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1895 издает книгу "Шедевры", в 1897 - книгу "Это - я". В 1894-1895 с группой молодых поэтов Брюсов выпускает три сборника "Русские символисты", которые он рассматривал как своеобразную хрестоматию символистской поэзии. После окончания в 1899 году университета Брюсов полностью посвятил себя литературе. После организации издательства "Скорпион", которое стало выпускать произведения модернистов, Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904-1909), лучшего журнала русского символизма.Основой теоретических взглядов в искусстве для Брюсова стали индивидуализм и субъективизм. "В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! - писал Брюсов. - Она и есть сущность - все остальное форма! и сюжет, и "идея" - все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника..." Эти же слова повторил автор в предисловии к своему первому лирическому сборнику "Шедевры" (1895). Эта книга открывается программным стихотворением "Юному поэту" и подводит итог первому периоду творчества Брюсова. Второй период отмечен четырьмя сборниками стихов: "Третья стража" (1900), "Граду и Миру" (1903), "Венок" (1906) и "Все напевы" (1909). В эти годы Брюсов занял одно из первых мест среди современников по глубине знаний, многогранности интересов, объему литературной и научной работы. Стихи переполнены легендарными и мифологическими, историческими, географическими именами - "Любимцы веков", "Правда вечная кумиров", "Властительные тени", "Ассаргадон", "Одиссей", "Наполеон" и др. Другой темой стала тема города, прошедшая через все творчество поэта. ("Жадно тобой наслаждаюсь" (1899), "Городу" (1907), "Я люблю в глазах оплывших" (1899), "В публичном доме" (1905), "В игорном доме" (1905).В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник "Все напевы", 1909; книга "Зеркало теней", 1912). В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России. Поэтическое творчество тоже было продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая - "В такие дни" (1921). Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока. Поэт умер в Москве от тяжелого воспаления легких 9 октября 1924 года. |