Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Блок Александр Александрович

1880-1921

Байрон Джордж Гордон – Поэзия

Ante lucem

Верхарн Эмиль – Стихотворения

Балаганчик

Грильпарцер Франц - Праматерь

Возмездие

Двенадцать

Распутья

Рыцарь-монах

Автобиография

Последние дни императорской власти

Владимир Соловьев и наши дни

Роза и крест

Рамзес

Песня судьбы

Диалог

Король на площади

Незнакомка

Стихотворения 1907-1916 годов

Стихотворения 1904-1908 годов

Соловьиный сад

Стихи опрекрасной даме

О любви, поэзии и государственной службе

Скифы

Из объяснительной записки для Художественного театра к пьесе "Роза и крест"

"Роза и крест" (К постановке в Художественном театре)

 

Родился 16 ноября (28 ноября) 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда по матери, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета, друга Д.И. Менделеева

. Он учился в гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на всю жизнь осталась для него самым близким человеком. По окончании гимназии поступил ("довольно бессознательно") на юридический факультет университета, в 1901 перешел на историко-филологический, интересовался древней философией и филологией, писал стихи, увлекся театром и мечтал о поступлении на сцену. В 1903 Блок женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне. После женитьбы жизнь Блока протекала внешне спокойно. Он часто бывал в Германии и Франции, бродил по музеям Италии и Голландии.В 1904 в издательстве "Гриф" вышел в свет его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" - яркий образец тонкой лирики и символизма. Погруженный с юности в мир мечты и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл.С. Соловьева, с его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось в этом сборнике. В 1905-1906 Блок был захвачен революцией в Петербурге, чувствуя катастрофу, которая ему казалась спасительной. Блок боялся и призывал ее, считая что революция должна сделать людей людьми. В 1908 Блок предсказывал, что, "бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель". На революцию 1905 Блок откликнулся стихотворениями: "Митинг", "Вися над городом всемирным...", "Шли на приступ. Прямо в грудь...". Вторая книга - "Нечаянная радость" - сделала имя Блока популярным. Среди стихов этого сборника были такие, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1906 Блок обращается к драматургии: лирическая драма "Балаганчик" стала важной вехой в его творчестве, отразив изменения в его мироощущении, освобождение от декаданса и новое понимание им роли искусства в жизни общества и назначения художника. В 1907 написан цикл "Снежная маска". Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная Москва" (1907). В 1907-1908 ведет критическое обозрение в журнале "Золотое руно", выступает со статьями по вопросам литературы, театра, формулирует задачи искусства. В статьях и публичных докладах этого периода центральной становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция"). В патриотической лирике Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию" забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А.А. Григорьева (в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием его стихи).Поэтическая слава Блока росла, чему способствовал выход сборника стихов "Вольные мысли" (1907), "Земля в снегу" (1908), цикл "На поле Куликовом" (1908). В эти годы Блок решительно пересматривает свои общественные и художественные взгляды, меняет прежнее отношение к современной реалистической литературе, которую декаденты ставили вне границ "подлинного" искусства, М.Горького характеризует как народного писателя. Критические выступления Блока были встречены символистами в штыки. Реакция не обезоружила поэта, наоборот, глубокие трагические переживания этих лет разбудили могучие творческие силы, привели к созданию таких произведений, как "Роза и крест", "Соловьиный сад", "Возмездие". Раздумья Блока касаются великих тем: жизнь, история и человек, стихия и культура, Россия и революция. Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад". Лирика зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный мир", 1909-1916). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием "страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу светлых сил ("Ямбы"). Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910-1921) рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX века. Крушение царской России обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не принес народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков: конец войне, всеобщий мир, земля народу - привлекают Блока. Наступившую Октябрьскую революцию он принимает сразу и в числе очень немногих представителей интеллигенции заявляет о своей готовности сотрудничать с молодой советской властью. В 1918 пишет поэму "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статью "Интеллигенция и революция". Блок активно включился в работу по культурному строительству молодой Советской республики: трудится в правительственной комиссии по изданию классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве "Всемирная литература", избирается председателем управления Большого драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов (1920); служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Но чем дальше, тем больше его тяготили эти обязанности, он испытывал резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция "теряет крылья", новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным. И все же Блок полагал, что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме "Двенадцать", в статье "Интеллигенция и революция". Узнав о разгроме родовой усадьбы, Блок произнес: "Так надо. Поэт ничего недолжен иметь". После двух поэм, ставших откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над автобиографической повестью "Исповедь язычника" (осталась в набросках), а затем вообще отказавшись от творчества. Весной 1921 появились признаки тяжелой болезни, от которой 7 августа Блок скончался в своей последней петербургской квартире .

 

Сайт управляется системой uCoz