Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Блок Александр Александрович1880-1921 |
|
---|---|
Из объяснительной записки для Художественного театра к пьесе "Роза и крест" |
|
Родился 16 ноября (28 ноября) 1880 года в Петербурге в дворянской семье. Отец, профессор права Варшавского университета, и мать, страстная любительница литературы и переводчица, разошлись сразу после рождения сына. Детские годы Блока прошли в семье деда по матери, известного ботаника А. Бекетова, некоторое время бывшего ректором Петербургского университета, друга Д.И. Менделеева . Он учился в
гимназии, тайком писал стихи, показывая их только матери, которая на
всю жизнь осталась для него самым близким человеком. По окончании гимназии
поступил ("довольно бессознательно") на юридический факультет университета,
в 1901 перешел на историко-филологический, интересовался древней философией
и филологией, писал стихи, увлекся театром и мечтал о поступлении на
сцену. В 1903 Блок женился на дочери Д.И. Менделеева Любови Дмитриевне.
После женитьбы жизнь Блока протекала внешне спокойно. Он часто бывал
в Германии и Франции, бродил по музеям Италии и Голландии.В 1904 в издательстве
"Гриф" вышел в свет его первый сборник "Стихи о Прекрасной Даме" - яркий
образец тонкой лирики и символизма. Погруженный с юности в мир мечты
и мистики, молодой Блок испытал увлечение поэзией Вл.С. Соловьева, с
его культом "вечно-женственного" и "мировой души", что и отразилось
в этом сборнике. В 1905-1906 Блок был захвачен революцией в Петербурге,
чувствуя катастрофу, которая ему казалась спасительной. Блок боялся
и призывал ее, считая что революция должна сделать людей людьми. В 1908
Блок предсказывал, что, "бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги
бешеной тройки, на верную гибель". На революцию 1905 Блок откликнулся
стихотворениями: "Митинг", "Вися над городом всемирным...", "Шли на
приступ. Прямо в грудь...". Вторая книга - "Нечаянная радость" - сделала
имя Блока популярным. Среди стихов этого сборника были такие, как "Незнакомка",
"Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1906 Блок обращается к драматургии:
лирическая драма "Балаганчик" стала важной вехой в его творчестве, отразив
изменения в его мироощущении, освобождение от декаданса и новое понимание
им роли искусства в жизни общества и назначения художника. В 1907 написан
цикл "Снежная маска". Блок обращается к народной мифологии (сб. "Нечаянная
радость", 1906), лирической стихией певучести пронизан его цикл "Снежная
Москва" (1907). В 1907-1908 ведет критическое обозрение в журнале "Золотое
руно", выступает со статьями по вопросам литературы, театра, формулирует
задачи искусства. В статьях и публичных докладах этого периода центральной
становится тема разрыва между народом и интеллигенцией ("Религиозные
искания и народ", "Народ и интеллигенция"). В патриотической лирике
Блока оживает некрасовская традиция. Близкие к славянофильским представления
о России (цикл "На поле Куликовом", 1908) приводят его к "открытию"
забытого критика и поэта 1840-х, сторонника "почвенничества" А.А. Григорьева
(в 1916 Блок составил, прокомментировал и издал со своим предисловием
его стихи).Поэтическая слава Блока росла, чему способствовал выход сборника
стихов "Вольные мысли" (1907), "Земля в снегу" (1908), цикл "На поле
Куликовом" (1908). В эти годы Блок решительно пересматривает свои общественные
и художественные взгляды, меняет прежнее отношение к современной реалистической
литературе, которую декаденты ставили вне границ "подлинного" искусства,
М.Горького характеризует как народного писателя. Критические выступления
Блока были встречены символистами в штыки. Реакция не обезоружила поэта,
наоборот, глубокие трагические переживания этих лет разбудили могучие
творческие силы, привели к созданию таких произведений, как "Роза и
крест", "Соловьиный сад", "Возмездие". Раздумья Блока касаются великих
тем: жизнь, история и человек, стихия и культура, Россия и революция.
Вслед за разочарованием в соловьевской мистике в стихах Блока возникают
мотивы "жестокой арлекинады" (цикл "Распутье"), позднее вырисовывается
урбанистическая тема: "черный город", "пузатый паук", "черный ад". Лирика
зрелого Блока наполнена тревожным ожиданием исторических и житейских
перемен, ощущением назревшего общественного кризиса (цикл "Страшный
мир", 1909-1916). Однако наряду с романтической сатирой, вызванной неприятием
"страшного мира", социального неравенства и жестокости (цикл "Пляски
смерти", 1914), в лирике Блока не исчезает оптимистическая вера в победу
светлых сил ("Ямбы"). Незаконченная поэма Блока "Возмездие" (1910-1921)
рисует историю трех поколений одной семьи с 1870-х до 1905, с беспощадной
оценкой "железного" XIX и "бездомного" XX века. Крушение царской России
обрадовало Блока, но установившийся режим разочаровал его, так как не
принес народу избавления от войны, которая продолжалась. Лозунги большевиков:
конец войне, всеобщий мир, земля народу - привлекают Блока. Наступившую
Октябрьскую революцию он принимает сразу и в числе очень немногих представителей
интеллигенции заявляет о своей готовности сотрудничать с молодой советской
властью. В 1918 пишет поэму "Двенадцать", стихотворение "Скифы" и статью
"Интеллигенция и революция". Блок активно включился в работу по культурному
строительству молодой Советской республики: трудится в правительственной
комиссии по изданию классической литературы, в учрежденном Горьким издательстве
"Всемирная литература", избирается председателем управления Большого
драматического театра, председателем Петроградского отделения Всероссийского
Союза поэтов (1920); служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной
следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства.
Но чем дальше, тем больше его тяготили эти обязанности, он испытывал
резкий упадок духовных сил: ему казалось, что революция "теряет крылья",
новое иногда казалось ему чуждым и малопонятным. И все же Блок полагал,
что от народа интеллигенция должна все стерпеть, расплачиваясь за грехи
отцов. Этот жертвенный порыв отразился в поэме "Двенадцать", в статье
"Интеллигенция и революция". Узнав о разгроме родовой усадьбы, Блок
произнес: "Так надо. Поэт ничего недолжен иметь". После двух поэм, ставших
откликом на Октябрь, Блок почти не пишет стихов, отдавшись работе над
автобиографической повестью "Исповедь язычника" (осталась в набросках),
а затем вообще отказавшись от творчества. Весной 1921 появились признаки
тяжелой болезни, от которой 7 августа Блок скончался в своей последней
петербургской квартире
|