Визитка • УМК • Родителям • Медиатека • Периодические издания • Абитуриенту • Литературное кафе | |
Белинский Виссарион Григорьевич1811-1848 |
|
---|---|
Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души |
|
История России в рассказах для детей. Сочинение Александры Ишимовой |
|
О русской повести и повестях г. Гоголя ("Арабески" и "Миргород") |
|
Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души" |
Полное собрание сочинений А. Марлинского Русские повести и рассказы |
Русская беседа, собрание сочинений русских литераторов, издаваемое в пользу А.Ф. Смирдина |
|
|
|
Родился 1 июня (13 июня) 1811 года в крепости Свеаборг в семье флотского
врача. Отец вышел в отставку и поселился в городе Чембар (ныне город
Белинский) Пензенской губернии. Здесь прошло детство Белинского. По
окончании местного уездного училища поступает в Пензенскую гимназию.
Рано знакомится с сочинениями Пушкина, Жуковского, Шекспира, Гете. Его
любимым поэтом был А. Пушкин. Осенью 1829 был зачислен студентом факультета
словесности Московского университета. В 1830 пишет драму "Дмитрий Калинин"
духе "Разбойников" Шиллера, в которой бичевал крепостные порядки, и
представляет ее в цензурный комитет университета. Комитет признает пьесу
"безнравственной" и запрещает ее публиковать и ставить на сцене. Поскольку
Белинский по болезни не сдал своевременно экзамены, университетское
начальство в сентябре 1832 отчислило его из университета по причине
"слабого здоровья и притом по ограниченности способностей". Очутившись
за порогом университета, Белинский продолжал заниматься самообразованием,
зарабатывая на хлеб мелкой журналистской работой и переводами с французского.
Важную роль в его духовном становлении играл в ту пору кружок Н. Станкевича,
ратовавший за развитие просвещения в России. Мировоззрением, объединившим
вначале членов кружка, была философия Шеллинга. Весной 1833 Белинский
начинает работать в журнале Н. Надеждина "Телескоп". В приложении к
"Телескопу" - еженедельнике "Молва" - в 1834 появляется первая статья
Белинского "Литературные мечтания", сразу принесшая славу молодому критику.
В 1835 опубликована статья "О русских повестях и повести г. Гоголя".
В 1836 правительство закрыло "Телескоп" за публикацию "Философического
письма" П. Чаадаева. Белинский остался без журнальной трибуны и без
средств к существованию. Он живет случайными заработками. В это время
он переживает страстное увлечение философией Гегеля. Увлечение Гегелем
разделяли друзья критика - Станкевич, Бакунин
К осени 1847 Белинский вернулся в Петербург и принялся за работу над одной из самых глубоких статей "Взгляд на русскую литературу 1847 года". С наступлением сырой и холодной погоды болезнь опять обострилась, но критик не прекращал работы. В конце жизни Белинским стало интересоваться 3-е отделение, и смерть, возможно, избавила его от каземата Петропавловской крепости. 26 мая (7 июня) 1848 года великий критик скончался. Эстетические идеи Шеллинга - признание искусства высшей самодовлеющей ценностью - определили ту чисто эстетическую точку зрения, с которой Белинский рассматривал в этот период явления литературы. В то же время Бакунин, с которым Белинский сошелся особенно близко, ввел его в круг идей философии Фихте, полагавшей главное назначение человека в стремлении преобразовать действительность согласно нравственному идеалу. В дальнейшей эволюции своих взглядов Белинский пережил сильное увлечение философией Гегеля, которую он воспринял как учение о разумности всего существующего. Белинский формулировал это новое свое мировоззрение в большой статье о Гамлете, появившейся в журнале "Московский Наблюдатель" в 1839. Под влиянием этих идей он порвал с политическим радикализмом прежних лет и в своем преклонении перед действительностью дошел до оправдания самодержавия и крепостного права. Это повело к разрыву его с Бакуниным и к жесточайшей полемике с Герценом. Очень скоро Белинский сам почувствовал противоречие между своей утешительной теорией разумности всего существующего и той, как он выразился, "гнусной" действительностью, которая его окружала. Наступила полоса тяжелого душевного кризиса. Он вышел из него в 1841-1842, отказавшись от своих гегельянских увлечений, а вместе с тем и от чисто эстетической точки зрения на литературу, и пришел к "социальности", с позиций которой он стал отныне оценивать все литературные и общественные явления русской жизни. В ежегодных обозрениях русской литературы (1841-1848) он дал исчерпывающую оценку предшественникам Пушкина - Державину, Жуковскому и Батюшкову. В этих же статьях им были высказаны основные идеи задуманной им в то время истории русской литературы, над которой он урывками работал. Познакомившись с учением Сен-Симона, Белинский воспринял идеи социализма, который, как он писал в 1842, стал для него всем, поглотил "и историю, и религию, и философию". Как признанный вождь сложившегося в то время западничества, Белинский вел полемику со славянофилами, с которыми он боролся как с представителями романтизма в литературе и общественности. Романтическому направлению славянофилов он противопоставлял реальную или натуральную школу, проповедником и истолкователем которой он был в последние годы своей жизни. В зрелую пору своей литературной деятельности Белинский стал подчеркивать тесную связь литературы и искусства с социальной действительностью. К этому времени принадлежит целый ряд замечательных его статей об Аполлоне Майкове, Баратынском, Державине, и, наконец, самые значительные из его работ - статьи о Пушкине. Эти статьи, вместе с более ранними статьями о Гоголе и Лермонтове, подводили итоги закончившемуся периоду русской литературы. В своей последней статье "Взгляд на русскую литературу 1848 г." Белинский отметил выдающийся талант начинавшего Гончарова и разобрал целый ряд произведений Герцена, Тургенева, Григоровича, Достоевского, приветствуя в их лице представителей реалистической школы в русской художественной литературе. |