Визитка УМК Родителям Медиатека Периодические издания Абитуриенту Литературное кафе
 

 

Баратынский Евгений Абрамович

1800-1844

Пиры

Сумерки

 

Перстень

Родился 19 февраля (2 марта) 1800 года в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. Происходил из древнего польского рода, с конца XVII века обосновавшегося в России. Отец - свитский генерал-лейтенант Павла I, мать - фрейлина императрицы Марии Федоровны. В 1812 поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 был исключен без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской.

В 1819 он был зачислен рядовым в петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время знакомится с Дельвигом, тогда же завязываются приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появляются первые произведения Баратынского: послания "К Креницину", "Дельвигу", "К Кюхельбекеру", элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 появляется поэма "Пиры", принесшая автору большой успех. В 1820-1926 Баратынский служит в Финляндии, много пишет. Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны усилило романтический характер поэта Баратынского, а с другой - сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений. Впечатления финляндской жизни, кроме ряда небольших стихотворений, с особенною яркостью отразились в первой поэме Баратынского: "Эда" (1826). Вслед за этой поэмой явились: "Бал", "Пиры" и "Цыганка", в которых молодой поэт заметно поддался влиянию Пушкина и еще более - влиянию "властителя дум" современного ему поколения - Байрона. Видное место в его творчестве этой поры занимают элегии: "Финляндия", "Разуверение" ("Не искушай меня без нужды"), положенное на музыку М. Глинкой, "Водопад", "Две доли", "Истина", "Признание" и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер поэта. Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии "Буря" (1825), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в "Стансах" (1828). В апреле 1825 Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой. Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 вышло в свет собрание его стихотворений - итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского. На первый план теперь выходит философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как "разрешенья всех цепей" ("Последняя смерть", "Смерть", "Недоносок", "На что вы, дни", "К чему невольнику мечтания свободы?"). В 1832 начал издаваться журнал "Европеец", и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) впадает в безысходную тоску. В 1835 вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник "Сумерки" (1842), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х - начала 1840-х. В 1843 поэт едет за границу, полгода проводит в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции. Бодрость и вера в будущее появляются в стихотворениях Баратынского той поры ("Пироскаф" (1844)).

Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел лихорадкой и скоропостижно скончался 29 июня (11 июля) 1844 года. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

 

Сайт управляется системой uCoz