Родился 19 июля 1812 года в семье богатого симбирского помещика. Образование получил в горном корпусе, где дошел до старших, специальных классов, а затем слушал лекции в Петербургском университете, по философскому (историко- филологическому) факультету. В 1833 году поступил на службу, по финансовому ведомству, которую вскоре оставил.
Сильное влияние оказал на него Белинский
,
к кружку которого он примкнул в 1839 и об участниках которого впоследствии
написал чрезвычайно ценные воспоминания ("Замечательное десятилетие"
и пр.). В 1840 году Анненков уехал за границу, где провел несколько
лет, от времени до времени наезжая, впрочем, в Россию. На Западе он
очень интересовался социальными движениями и, между прочим, свел знакомство
с К. Марксом. Письма его из-за границы, адресованные сначала к Белинскому,
печатались в "Отечественных Записках"; они касались и общественной стороны
европейской жизни, и литературной, и художественной. Они еще теснее
скрепили связь Анненкова с кружком Белинского, которого Анненков4. в
1847 году взял на свое попечение и возил за границу для лечения. Когда
в руки друзей Белинского перешел "Современник", Анненков в нем стал
помещать свои "Письма из Парижа" (1847-1848); о парижской революции
"безумного года" он рассказал впоследствии в статье "Париж в 1848 году".
В конце этого года Анненков вернулся в Россию, и в первой книге "Современника"
в 1849 году напечатал "Заметки о русской литературе 1848 года", которыми
открылась деятельность его как критика. Поселившись в своей казанской
деревне, Анненков напечатал в "Современнике" в 1849 году "Провинциальные
письма". Это лучшая из беллетристических вещей Анненкова; ранее появились
в "Современнике" повесть "Кирюша" (1847) и рассказ "Она погибнет" (1848).
По поводу последнего Белинский писал ему: "род вашего таланта не такой,
какой нужен поэту, для рассказчика же у вас гораздо больше таланта,
чем сколько нужно". Критика очень сочувственно встретила "Провинциальные
письма", с их картинками приволжского пейзажа и интеллигентского и простонародного
быта; но в беллетристике, несмотря на ум и наблюдательность, Анненков
видного положения не занял. В половине 1850-х Анненков занялся работой,
не утратившей до сих пор своего значения, - изданием сочинений Пушкина
и составлением первого крупного опыта его
жизнеописания, под именем "Материалы для биографии". Специальная критика
обнаружила и до сих пор продолжает обнаруживать много недостатков в
его комментаторском, редакторском и биографическом труде, обличая и
ошибки в освещении предмета, и шаткость метода, и общую небрежность;
но нельзя не признать, что именно Анненков положил начало наукообразному
пушкиноведению. Начал Анненков свою работу еще при николаевской цензуре,
с которой ему пришлось выдержать долгую борьбу, а закончил уже при новом
государе, когда получил возможность издать целый дополнительный том
сочинений Пушкина. О тогдашних цензурных условиях, в которых отразилось
общее тогдашнее положение литературы, Анненков рассказал в статье "Любопытная
тяжба" ("Вестник Европы", 1881). На раздававшиеся впоследствии упреки
в преднамеренном исключении из собрания произведений Пушкина многих
пьес Анненков, ссылаясь на те же цензурные условия, справедливо отвечал:
"Достоверно, что, предоставив работу будущим и более свободным эпохам,
не встретилось бы печальной необходимости жертвовать стихами, строфами,
периодами пушкинского текста для сбережения остального клочка его раздробленной
мысли, как это случилось и должно было случиться со многими отрывками
и цельными его произведениями при несвоевременном их опубликовании".
Памятником прежней цензуры навсегда останется эта статья, в которой
Анненков рассказывает, как приходилось ему бороться с чудовищно-придирчивой
и нелепо-подозрительной цензурой и даже "для устранения противников
употреблять оружие, у них же отобранное или позаимствованное". Его "Материалы
для биографии" в некоторых отношениях служат даже первоисточником; изучение
Пушкина без них немыслимо (2-е издание вышло в 1873). За пушкинскими
работами последовала биография Н.В. Станкевича
("Н.В. Ст. Переписка и его биография", М., 1857). Станкевича Анненков
лично не знал, но, вращаясь в кружке, хранившем предание о нем и сделавшем
его предметом культа, сумел понять его. И если образ Станкевича, который
сам ничего не сделал для сохранения своего имени, живет в истории, то
в значительной степени благодаря труду Анненкова. В том же году Анненков
напечатал свои воспоминания о Гоголе
, с
которым жил вместе и был близок в Риме, в 1841. Вообще мемуары являются
наиболее прочной и ценной частью литературного наследия Анненкова; к
ним принадлежат также воспоминания об "идеалистах тридцатых годов" -
Огареве
, Белинском, Кольцове
,
В.П. Боткине
, Грановском
,
Герцене
, Бакунине
,
Тургеневе
(собраны в книге "Литературные
воспоминания", СПб., 1909). В середине 1850-х годов Анненков выступил
на поприще литературного критика и писал о многих современных явлениях
литературы, между прочим - о произведениях Тургенева, графа Льва Толстого
,
графа Алексея Толстого
, С.Т. Аксакова
,
Островского
, Писемского
,
Салтыкова
, Кохановской
и др. В 1870-х Анненков вернулся к изучению Пушкина, и в 1873 году поместил
в "Вестнике Европы" исследование: "А.С. Пушкин в Александровскую эпоху"
(отдельное издание, СПб., 1874). Со стороны литературной техники и исторической
ценности эта книга несравненно выше "Материалов для биографии", которыми
можно только пользоваться, но которые трудно читать; правда, в своей
второй работе, посвященной Пушкину, Анненков имел возможность говорить
о многом таком, о чем двадцать лет назад ему приходилось молчать. Глубже
погружаясь в изучение великого поэта, Анненков написал еще две интересные
статьи: "Общественные идеалы А.С. Пушкина" ("Вестник Европы", 1880)
и "Литературные проекты А.С. Пушкина" ("Вестник Европы", 1881). За труды
о Пушкине Московский университет в 1880 году, во время празднования
столетия памятника Пушкину, избрал Анненкова своим почетным членом.
Часть собранных им и не вполне использованных бумаг Пушкина хранится
в библиотеке Академии Наук. В частной жизни Анненков отличался добротой
и благожелательностью; на своем литературном пути он был образцом честного
писателя, выше всего дорожившего литературой. Большое участие он принимал
в деятельности литературного фонда в первые годы после его основания.
Умер Павел Анненков 8 марта 1887 года за границей (в Дрездене), где провел последние двадцать лет своей жизни. |