Сын С.Т. Аксакова, брат И.С. Аксакова.
Родился 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Бугурусланского
уезда Оренбургской губернии. Детские годы провел в отцовских имениях
(в том числе в с. Надежино). С 1826 жил в Москве, в 1832-1935 учился
на словесном отделении Московского университета (готовился к нему в
пансионате М.П. Погодина). Входил в кружок Н.В.Станкевича; в московских
салонах сблизился с Н.В. Гоголем
,
М.С. Щепкиным
, А.С. Хомяковым.
Образ патриархальной, "общинной" Руси, сакральный характер исторического
бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова "Семисотлетие
Москвы" (1846), стихотворении "Москве", драме "Освобождение Москвы в
1612", (1848; запрещена после первой постановки Малым театром 14 декабря
1850). Выступал в "Московском литературном и ученом сборнике" (1846-1847),
"Московском сборнике" (1852), в журналах "Москвитянин" (привлечен как
поэт В.Г. Белинским), "Русская беседа". С 1857 негласный редактор газеты
"Молва", не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую
дворянскую публику (в т. ч. статьей "Публика - народ. Опыт синонимов",
где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве:
"В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи"). Автор двух повестей
в русле поэтики Э.Т.А. Гофмана (в том числе "Вальтер Эйзенберг. (Жизнь
в мечте)", "Краткого исторического очерка земских соборов", статей о
русских былинах, "Мертвых душах" Н.В. Гоголя, произведениях И.С. Тургенева,
Ф.М. Достоевского и др. (при этом выступал против "петербургской литературы"
и особенно натуральной школы, назвав ее "раздольем посредственности").
Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические
мотивы "природы" и "святой поэзии", широкую известность приобрело стихотворение
"Мой Марихен так уж мал", текст которого (с изменениями) положен на
музыку П.И. Чайковским
("Детская
песенка. Мой Лизочек"). Известны переводы Аксакова ( из И.В. Гете
,
Ф. Шиллера
, А. Мицкевича
),
несколько драматургических опытов (пародия "Олег под Константинополем",
1834-1839, отд. изд. 1858), публицистические обзоры русской литературы,
в том числе современной, а также статьи "О древнем быте у славян вообще
и у русских в особенности" (1852), "Еще несколько слов о русском воззрении"
(1856), записка царю Александру II
"О внутреннем состоянии России" (1855, опубл. 1881), труды по русской
грамматике. Основной вклад Аксакова в славянофильское учение - его общественно-политическая
теория и система эстетических взглядов. Общественно-исторические воззрения
вполне определенно сформулированы в 1848 в статье "Голос из Москвы",
написанной под впечатлением революционных событий в Европе. Осуждая
революцию и признавая ее "совершенную чуждость" России, Аксаков видел
в европейских бурях следствие своего рода политизации общественной жизни
Запада, "обоготворения правительства", концентрации общественных интересов
и внимания преимущественно на сфере политики и власти. Православная
же Россия, доказывал Аксаков, никогда не обоготворяла правительство
и даже смотрела на политическую власть как на "дело второстепенное".
Политические и государственные отношения вообще, по Аксакову, имеют
для русского народа второстепенное значение, так как в силу исторической
традиции и особенностей национального характера его подлинные интересы
лежат всецело в области духовно-религиозной. Этой "негосударственности"
народа может гармонично соответствовать только одна форма власти - православная
самодержавная монархия. Соответствующие идеи Аксаков развивал в адресованной
Александру II записке "О внутреннем состоянии России" (1855). Отстаивая
идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал
общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о "внутренних
язвах" российской жизни - крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал
"иго государства над землею", начало которому было положено, по его
мнению, при Петре I. Обосновывая свое понимание своеобразия русской
истории, Аксаков обращался к исследованию литературно-исторических памятников,
национального фольклора, высказывал идею об отсутствии у древних славян
развитого родового строя и решающей роли в их жизни семейно-общинных
отношений, писал о преимущественно мирном развитии русской государственности,
критиковал петровские реформы за то, что они прервали органическое развитие
русского общества и нарушили вековую традицию взаимоотношений земли
(народа) и власти (государства). Важный элемент славянофильского учения
- концепция "земли" и "государства" - играла существенную роль в славянофильской
критике Запада, служила обоснованием особого исторического пути русского
народа, предпочитающего, по Аксакову, "путь внутренней правды" (христианско- нравственное
устройство общественной жизни, воплощенное в крестьянской общине) -
"внешней правде" (политическо-правовая организация общества западного
типа). Аксаков был активным сторонником отмены крепостного права и стремился
вывести необходимость реформы из общих принципов своей теории. Так,
с концепцией "негосударственности" связана его идея неотъемлемых, суверенных
народных прав (слова, мнения, печати), которые он считал правами неполитическими
и соответственно не подлежащими юрисдикции государства: "Государству
- неограниченное право действия и закона, земле - полное право мнения
и слова". В будущем гражданском устройстве России, считал Аксаков, формой
сотрудничества государства и народа должны стать земские соборы, на
которых будут представлены все сословия. В то же время возможность конституционных
ограничений самодержавия им решительно отвергалась: конституция - "осуществленная
ложь и лицемерие", республика - "самая вредная правительственная форма".
Существенная часть творческого наследия Аксакова посвящена русской литературе.
Отвергая в равной мере и концепцию "чистого искусства", и "натурализм"
(натуральную школу), он признавал "народность" основным критерием оценки
художественного творчества. Аксаков надеялся, что современная литература,
пришедшая на смену традиционному народному творчеству, в конце концов
уступит место новому "синтетическому" искусству. В знаменитой гоголевской
поэме он увидел прообраз такого искусства, настаивая на том, что "эпическое
содержание равно пронизывает и "Мертвые души", и древние поэмы Гомера.
Умер Аксаков на острове Занте (Греция) 7 (19) декабря 1860. |